Чем вызваны кадровые перестановки в правительстве Челябинской области?
Отставки министра промышленности области Валерия Прудского и представителя региона при правительстве РФ вице-губернатора Андрея Третьякова - значимые политические события июля. Кресло последнего пока остается незанятым, тогда как замену главе минпрома нашли буквально за два дня. Тридцатипятилетний Владимир Павлов - теперь первое лицо министерства.
То, что кадровых перетрясок в правительстве губернатора Михаила Юревича не избежать, наблюдатели предсказывали еще летом прошлого года. Предполагали, что сначала портфели отберут у выходцев из прежней команды - заместителей главы региона Юрия Клепова и Евгения Редина, министров Елены Мурзиной, Ивана Феклина, Виктора Тупикина. Это казалось очевидным, учитывая, «революционную» новизну подходов новой власти к постановке и решению задач. К тому же высокие чины прежней администрации некогда ассоциировались с бывшими первыми вице-губернаторами Владимиром Дятловым и Андреем Косиловым, с которыми отношения Михаила Юревича почти всегда не складывались. В итоге из устоявших при смене власти выдвиженцев Петра Сумина Михаил Юревич расстался лишь с Евгением Рединым. А теперь уволил своих же назначенцев. Что же случилось?
Ведомство В. Прудского скандально засветилось в масштабах страны готовностью закупить компьютерную программу за 25 миллионов бюджетных рублей. Однако, по мнению руководителя Научно-образовательного центра Института экономики Уральского отделения Академии наук Сергея Гордеева, это, возможно, дополнительная, но уж точно не главная причина увольнения.
- В. Прудской и А. Третьяков, вероятнее всего, не оправдали надежд, считает он. - Не дали того результата, которого от них ожидали. Резкого движения к лучшему как в промышленности, так и в позиционировании области на федеральном уровне никто не увидел.
По словам С. Гордеева, в оценке действий чиновников М. Юревич опирается на совершенно иные критерии, нежели его предшественник. Потому В. Прудского «не спасли» показатели промышленного роста. По данным статистики, за полгода обрабатывающая промышленность Южного Урала прибавила семь процентов к соответствующему периоду 2010-го. Показатель можно назвать скромным, но явно не провальным. Однако, отмечает эксперт, это при прошлом руководстве министру было достаточно поддерживать отношения с экономическими флагманами (главным образом, ММК), что давало чиновникам право отчитываться за успехи крупного бизнеса. Но такой подход не вписывается в стратегию привлечения инвесторов - основу политики, провозглашенной М. Юревичем. Потому главное поражение, например, Валерия Прудского в том, что инвестиций в промышленность нет в том количестве, какое необходимо для качественного рывка.
- Сейчас нужен резкий рывок, - констатирует Сергей Гордеев. - Но один или даже десять эффективных государственных управленцев его не обеспечат. Нужна система. Как управляли областью до прихода М. Юревича? С помощью ярко выраженной модели сдержек и противовесов. У руководства отсутствовало четкое целеполагание. Некая идеологическая надстройка опиралась на вице-губернаторов, каждый из которых, как удельный князь, рулил тем или иным направлением. Система обладала большой устойчивостью, надежностью, но не была результативной, что привело регион к стагнации.
В результате Михаилу Юревичу приходится в короткий срок решать сразу несколько задач. Во-первых, выстраивать свою вертикаль, взаимоотношения и оценка результатов внутри которой сходны с правилами бизнес-корпорации. Но этот процесс не может быть быстрым. По данным С. Гордеева, из трех тысяч областных чиновников с приходом новой власти сменилось не более сотни. Остальные используют принципы работы, сформировавшиеся в предшествующие 10-15 лет. Заменить или перевоспитать всех в короткий срок нереально. Можно лишь попытаться быстро модернизировать ключевое управленческое звено. Таковым, по мнению С. Гордеева, для губернатора стало министерство промышленности. Потому требования к главе минпрома изначально предъявлялись более жесткие, нежели к большинству других членов правительства.
- А Валерий Прудской, равно как и на своем посту Андрей Третьяков, не оценили с самого начала объема тех трудностей, с которыми им пришлось столкнуться, - говорит Сергей Гордеев.
Именно стремлением радикально сменить управленческую атмосферу в ключевом звене обусловлено назначение вместо Валерия Прудского еще более молодого министра. Владимиру Павлову в июне исполнилось 35 лет. В его активе, помимо диплома Магнитогорского технического университета (специалист по металлургии черных металлов) и курса стажировки в немецкой Академии менеджмента Нижней Саксонии, опыт работы в руководстве нескольких промышленных бизнес-структур. Еще Владимир Викторович работал помощником председателя комитета по экономической политике и предпринимательству и пять месяцев был первым замом у Валерия Прудского. Тем не менее, не так уж часто молодежи доверяют консервативную по своей сути структуру с устойчивым ярлыком системообразующей для области. Очевидно, ее функции изменятся. По крайней мере, можно говорить о серьезной попытке этого достичь.
Долго ли останутся на своих постах министры прежней команды? По версии Сергея Гордеева, это будет зависеть от того, как скоро деятельность их министерств станет для губернатора приоритетной.
- Уволив своих же назначенцев, губернатор в очередной раз показал, что нацелен на результат и у него нет «священных коров», - утверждает лидер Челябинского регионального отделения партии «Правое дело» Андрей Некипелов. - Управленческий стиль Михаила Юревича лидерский, и если он не снимает министров из прежнего правительства, значит, их работа его устраивает.
Последнее, возможно, в большей степени относится к руководителю министерства дорожного хозяйства Виктору Тупикину. Возросшая эффективность затрат на дороги - один из главных успехов нового губернатора. И ответственные именно за эту отрасль чиновники «революционный порыв» главы региона, судя по всему, не сдерживают. Во всяком случае, пока.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве