Алексей Севастьянов защитит права цыган

Алексей Севастьянов защитит права цыган

Сегодня уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов побывал у молдавских цыган, живущих в поселке Шагол.

В фанерном городке, который находится на окраине Шагола, цыгане живут уже больше 15 лет, но вниманием стали пользоваться в последние два года. Тем не менее, у них по-прежнему нет ни документов, ни официального разрешения на участок.

- За участок мы заплатили, но законно за собой закрепить не смогли. И его пять лет назад перепродали другим, - говорит лидер цыганского сообщества Маноль Гранчевич. - Теперь мы живем на чужой земле. Претендентов на нее много. Если бы нам выделили хоть один дом, где можно прописаться, хоть один участок, то мы бы своими силами там все отстроили.

- А почему бы вам не скинуться и не купить один пай на всех площадью пять гектаров? - спрашивает Алексей Севастьянов. - За 500 тысяч вы смогли бы это сделать.

- Это очень трудно. Понимаете, люди не работают, - старается говорить доходчиво М. Гранчевич. - Кормимся мы только за счет покупки и перепродажи металлолома. Этого хватает на самые необходимые расходы.

В 40 домах живет примерно 200 цыган. Их главная проблема - отсутствие паспортов. Без них не найдешь работу, не получишь пособия, не пойдешь учиться. У большей части ромов остались старые казахстанские документы или прописка в других городах - Тюмени, Екатеринбурге. Российские паспорта выдают очень медленно. За год цыгане получили только два постоянных документа и один временный. Всего паспорта есть у 50 человек.

Цыгане в один голос кричат, что с паспортами они сразу пойдут работать. Борис Подольский в этом месяце получил временный паспорт и уже успел устроиться сварщиком на завод ЖБИ, будет получать восемь тысяч рублей.

Возле деревянных построек грязно, убого, это цыгане признают. Зато в домах удивительная чистота: ни следа грязи и беспорядка. И, что более всего поражает, у ромов четкая иерархия общества. У главы сообщества есть заместитель по режиму, который следит, чтобы «пацаны не хулиганили и не пили». После 23 часов ни одного ребенка не должно быть на улице. А детей в поселке очень много: около 100 человек до 14 лет.

- Вон у него даже ребенок есть, - показывает цыганка Мария на своего сына, которому на вид 13-14 лет.

Цыгане хотят, чтобы их дети учились, поэтому просят уполномоченного по правам человека выделить им школьные автобусы либо организовать отдельную школу. Сейчас в обычных школах учится 30-35 цыганских детей. Добираться до них приходится самостоятельно. Второклассницу Нину Иваносу недавно сбила машина, девочка пролежала два месяца в коме. Сейчас она уже выздоровела и с удовольствием рассказывает: «Мне нравится в школе, там я научилась читать и писать. Но больше всего люблю гимнастику».

Алексей Севастьянов сообщил, что они подготовили 10 исков по цыганским паспортам и именам, которые будут рассмотрены судом. 12 августа пройдет первый судебный процесс. Как считает омбудсмен, двух-трех положительных решений будет достаточно, чтобы миграционная служба начала узаконивать в правах этих людей.

- Мне кажется, здесь надо рассуждать не с точки зрения закона, а с точки зрения справедливости, - сказал А. Севастьянов. - Они живут здесь уже больше 15 лет, и преступлений в округе никаких нет. Мы просто обязаны интегрировать их в наше общество и помочь защитить права.

Александр ГУТЕНЕВ

VK31226318