Валерий Гартунг: «Убеждения на депутатское кресло не размениваются»

Валерий Гартунг: «Убеждения на депутатское кресло не размениваются»

Если бы в нашей стране кто-то поставил задачу провести конкурс с номинацией «Политическая партия - ньюсмейкер», то на это звание вполне могла бы претендовать партия «Справедливая Россия». И дело тут вовсе не в массовых акциях с яркими флагами и воздушными шариками, коими славятся эсэры. Просто в последние несколько месяцев на главную левоцентристскую партию (точнее, на ее лидера Сергея Миронова) обрушился такой шквал критики, что без упоминания «СР» обходился редкий выпуск телепрограммы, редкий номер центральных газет.

И вот новость последних дней: перед судьбоносными выборами в нижнюю палату парламента «Справедливая Россия» создала структуру специальных уполномоченных, призванных курировать отдельные федеральные округа. С большой долей вероятности можно утверждать, что эсэровским «комиссаром» по УрФО станет лидер челябинских «желто-красных» Валерий Гартунг.

Каково «самочувствие» южно-уральских справедливороссов накануне предвыборной кампании? С какими идеями они намерены отправляться на битву за голоса избирателей? Эти и другие вопросы мы адресовали руководителю регионального отделения «Справедливой России», депутату Госдумы Валерию ГАРТУНГУ.

- Валерий Карлович, после того как Владимир Путин объявил о создании Общероссийского народного фронта (ОНФ), поползли слухи, что в стан «фронтовиков» начали в срочном порядке перебираться влиятельные фигуры из самых разных политобъединений. Известные в области люди, что называется «положа руку на Библию», упоминали в этом контексте и вашу фамилию.

- На Библии клянутся только безбожники, по-настоящему верующий человек никогда себе такого не позволит. Не верьте людям, которые, выдавая себя за великих экспертов, несут всякую чушь. Подобные слухи (я, кстати, не давал для их появления никакого повода) распространяют те, кому хочется во что бы то ни стало дискредитировать меня, представить перебежчиком и неустойчивым человеком. Конечно, это не так. Я был и остаюсь членом «Справедливой России», которой отдал столько сил. Так что разменивать свои убеждения на мандат депутата Госдумы я не намерен. Даже если по итогам декабрьских выборов «СР» не войдет в парламент, все равно партию не покину.

- У вас промелькнуло слово «если». Что, на этот счет у лидера южно-уральских справедливороссов все-таки имеются какие-то сомнения?

- У меня - нет. А слово «если» - это для тех, кто сомневается в наших возможностях. Знаете, существуют аналитики, которые все время прикидывают: что будет при таком раскладе, а что - при таком… Поэтому сейчас отвечаю им на еще не заданный мне вопрос: в партию я пришел по своему внутреннему убеждению и бросать ее ради конъюнктурных соображений не собираюсь.

- Можно ли эти слухи (надо отдать должное - они довольно упорные) расценивать как элемент продолжающегося давления на «Справедливую Россию»?

- Подобные слухи - элемент очернения партии в глазах избирателей через компрометацию ее лидеров. Ничего нового здесь не придумано, это традиционная тактика «Единой России», с которой мы сталкиваемся перед каждыми выборами. К такому поведению конкурирующей партии я уже привык и не обращаю на него внимания.

- А чем могут быть опасны эсэры для такого колосса, как правящая партия?

- Своей популярностью у значительной части электората. Смотрите что получается. Если в 2007 году мы боролись за то, чтобы как-то преодолеть семипроцентный барьер, то прошлой осенью на выборах в Заксобрание Челябинской области набрали уже 15 процентов. На некоторых территориях наши кандидаты просто переигрывали единороссов. Мы реально - вторая по влиятельности политическая сила, с которой «Единая Россия» не может не считаться, которой она не может не опасаться.

- Так-то оно так, но после «свержения» Миронова с поста спикера Совета Федерации, после избрания Николая Левичева на пост председателя «Справедливой России» в вашей партии стали происходить непонятные вещи. Яркий пример начавшийся миграции - переход в Народный фронт вице-спикера Госдумы, эсэра Александра Бабакова. Похоже на то, что крысы побежали с корабля…

- Ну, я бы не стал называть Александра Михайловича таким словом. Несмотря на его уход в ОНФ, уважать бывшего однопартийца я меньше не стал. Дело в том, что Бабаков никогда особенно и не скрывал своих симпатий к лидеру «Единой России». Его личная позиция по тому или иному вопросу часто отличалась от позиции руководства нашей партии, думской фракции «СР». Так что у нас мало кто удивился его переходу в Народный фронт. Обвинять Александра Михайловича я бы не спешил. Просто человек выбрал себе такой вот путь, это его право. Что касается выхода из нашей партии еще ряда лиц, то это явление не носит массового характера. В нелегкий период отсеиваются, как правило, случайные люди. Подобный процесс, если хотите, можно назвать самоочисткой партии. Это вполне нормально и никакой истерики по данному поводу в рядах эсэров не наблюдается.

- Знаете, Валерий Карлович, со стороны все-таки кажется, что правящую элиту раздражает не столько конкурент в лице «Справедливой России», сколько личность самого Сергея Миронова.

- Да нет же, истинная причина раздражения - в высоких результатах, которые мы показываем на всех выборах. «Справедливая Россия» стабильно отбирает у единороссов голоса. Сейчас вот на политическую арену усиленно выводится «Правое дело» во главе с Прохоровым. Зачем это делается? Все просто: на фоне жестких рыночных идей Прохорова партии власти легче выглядеть белой и пушистой, провозглашать, что она за народ. Конечно, «Единой России» в качестве спарринг-партнера гораздо удобнее иметь «Правое дело», чем «Справедливую Россию».

- До официального старта выборного марафона осталось меньше месяца. С какими тезисами пойдут эсэры на эти выборы?

- Мы считаем, что наша страна обладает всеми возможностями для того, чтобы каждый россиянин имел достойные условия жизни. Что для этого нужно сделать? Всего лишь - устранить несправедливость, которая кроется в нашем государственном устройстве. Монополии, которые в основном представлены государственными предприятиями, грабят остальные сектора экономики, не дают им развиваться. Природными ресурсами распоряжается узкая группа чиновников, львиная доля доходов от эксплуатации этих богатств растворяется в оффшорах. Эту лазейку необходимо срочно прикрывать. Возьмем налоги. Во всем мире существует прогрессивная шкала налогообложения: больше зарабатываешь - больше платишь налогов. У нас - наоборот. И ученые Российской академии наук, привлеченные к разработке документа «Стратегия 2020», подхватывают нашу мысль, предлагают Путину сделать то же самое.

- Странно слышать столь радикальные заявления от капиталиста, владельца крупного предприятия…

- Капитализм - всего лишь форма производственных отношений, не более того. Он не противоречит идее социальной справедливости, которая заложена в человеческой душе и является категорией нравственной. Капитализм - вторичен, на первом месте должно стоять понятие «справедливость». Возьмите самую что ни на есть капиталистическую страну, Швейцарию. Пройдите по улицам швейцарских городов - и вы не отличите мультимиллионеров от людей, живущих на пособие по безработице. И те и другие получают одинаковый доступ к бесплатному образованию, к медицинскому страхованию. Я хотел бы, чтобы и россиянам жилось столь же комфортно - независимо от их социального статуса, от принадлежности к той или иной семье, от отношения к госслужбе. Хочу, чтобы наши сограждане гордились тем, что живут в России. Нравственное начало - оно главное в человеке. На этой основе «Справедливая Россия» и строит свою программу.

- Нынешнее положение дел вы, судя по всему, нравственным не считаете?

- Коррупция разъедает всю систему российской власти, без откатов уже ничего не делается. Во время кризиса все средства господдержки были распределены между крупнейшими предприятиями и кучкой банков. Все, что происходит сейчас в российской политике и экономике можно охарактеризовать двумя словами: несправедливость и безнравственность.

- Но ситуацию можно как-то исправить?

- Да, для этого есть два пути. Один из них - революционный, который я отвергаю. История свидетельствует: ничего хорошего подобный путь России не сулит. Еще один вариант - честные и свободные выборы. Это путь открытой политической конкуренции, которая будет приводить к регулярному обновлению власти. Но для этого необходимо демонополизировать наше политическое пространство. И покончить с практикой фальсификации итогов выборов.

- В нашем разговоре слово «справедливость» повторяется часто. А вы верите, что предстоящие выборы в Думу будут таковыми?

- Разумеется, нет. Вопрос только в масштабах ожидаемых подтасовок. Но с этим тоже можно бороться: чем выше будет явка избирателей, тем труднее будет «Единой России» фальсифицировать результаты. Если на избирательные участки придет свыше 60 процентов избирателей, то «ЕР» никогда не победит. Просто такое количество липовых бюллетеней в урны вбросить не сможет. Поэтому я призываю южно-уральцев не игнорировать выборы, идти на участки и голосовать. А за кого - это уж пусть сердце или голова каждому подсказывает.

- Какое количество голосов планируете набрать?

- Задача стоит одна - победить. А сколько процентов голосов конкретно… Знаете, я в жизни исповедую принцип самурая: делай что должно и будь что будет. Итоги выборов будут зависеть от качественной к ним подготовки, от серьезного контроля на участках и, конечно, от неравнодушия наших избирателей.

VK31226318