События, случившиеся под занавес 2011-го в России, позволяют предположить: как раньше - уже не будет.

События, случившиеся под занавес 2011-го в России, позволяют предположить: как раньше - уже не будет.

Многотысячные митинги последнего времени в России, каких страна не знала почти 20 лет, стали настоящей неожиданностью для всех - и для власти, и для самого населения. Стало ясно: что-то в воздухе изменилось, маятник качнулся другую сторону и как прежде уже не будет. Уже говорят о том, что в России завершилась эпоха, начавшаяся с приходом в Кремль Владимира Путина.

Выборы в Интернете

В Челябинске пронзительный звонок власти прозвенел после убийства депутата Законодательного Собрания Челябинской области Вячеслава Середкина. Не самый одиозный персонаж, он, тем не менее, в полной мере олицетворял нынешний правящий класс: член «Единой России», очень зажиточный человек, типичный (судя по тому, как голосовал в ЗСО) депутат. В интернет-обсуждениях трагедии единичные голоса, его оплакивающие, тонули в хоре если не злорадства, то уж точно отнюдь не сочувствия.

Потом был съезд «Единой России» с выдвижением на третий президентский срок Владимира Путина, заставивший вспомнить крылатую уже фразу: «Мы обо всем договоримся».

И наконец, выборы в Госдуму. Предшествующие им недели поразили даже привыкший ко всему «электорат» степенью давления. Людей уже не умасливали. Им в категоричной форме предписывали брать открепительные и голосовать на указанных начальством участках. На многих предприятиях и в организациях день голосования был объявлен рабочим днем.

Функционеры избирательного штаба «Единой России» додумались влиять на избирателей через детей, зайдя в школы и даже детсады. Было очевидно, как день: на сей раз холуи «режима Путина» (цитата - слова самого Владимира Владимировича) перегнули палку.

Достоянием общественности стали инструктажи руководителей частных предприятий и фирм. Сначала челябинский сити-менеджер Сергей Давыдов был пойман за руку, когда требовал 65 процентов за партию власти. А потом в Интернет попала аудиозапись встречи, как утверждалось, губернатора и миасских бизнесменов. На ней человек, интонации и голос которого заставляли думать о Михаиле Юревиче, также настаивал на необходимости повлиять на подчиненных (читай - зависимых) в день голосования.

Такие «подходцы» не были челябинскими «ноу-хау». Во многих регионах России начальники занимались ровно тем же. Но в эпоху мобильных телефонов, снабженных диктофонами, фото- и видеокамерами, очень трудно держать в тайне то, что хотелось бы скрыть. А Интернет мгновенно делает информацию доступной огромной массе людей.

И если раньше человек мог лишь утереться, то теперь личное унижение благодаря интернет-общению становилось общим настроением массы людей. Люди сверяли собственные наблюдения с наблюдениями других и быстро находили единомышленников.

Здесь надо оговориться. Гражданская активность в Интернете - это не российская специфика. Виртуальные сети стали местом организации протестных настроений в арабском мире, что привело к смене режимов в Тунисе, Египте и Ливии. А в США и странах Европы - к уличным акциям, вроде «Оккупируй Уолл-стрит» в Нью-Йорке. Так что в этом смысле Россия в очередной раз (после кризиса) подтвердила, что она - часть современного мира…

Народная улица

К выборам в Госдуму стало очевидно, что у «Единой России» не осталось в загашнике ни одной живой идеи. Предвыборная стратегия партии власти свелась к одному тезису: деньги дадут тем, кто хорошо проголосует за «Единую Россию». Точнее даже так: не проголосуете - не получите денег. И никаких горизонтов, хотя бы в образе туманной модернизации.

В итоге «Единая Россия» потерпела моральное поражение еще до начала выборов. А результаты, даже скорректированные фальсификациями, стали только подтверждением.

Но настоящим шоком для власти стали митинги в Москве. Сначала на Триумфальной площади, потом на Болотной, а затем и на проспекте Сахарова. Всякий раз людей, недовольных результатами выборов, выходило все больше. О количестве собравшихся на последнем митинге есть разные мнения - то ли 60 тысяч, а то ли 100 тысяч. Но любой, кто видел картинку запруженного людьми широченного московского проспекта, согласится: сколько именно тысяч - это уже детали. Там был народ.

Оживление было заметно и в Челябинске. 10 декабря здесь вышло две с половиной тысячи человек, через две недели - почти полторы тысячи. И в том, и в другом случае - это больше, чем когда-либо за 20 лет. Причем при полной информационной блокаде и точечном давлении на организаторов и активистов, многие из которых - студенты.

Интересная деталь: во Владивостоке 24 декабря на аналогичный митинг вышло в десять раз меньше народу, чем в Челябинске - всего 150 человек. А за «ЕР» в Приморье проголосовало менее 33 процентов. В Челябинской же области - более 50 процентов. То есть там, где больше сторонников правящей партии, сильнее и протестные настроения!

Или все-таки народ понял, что его обманывают?

Навальный - будущий президент?

На фоне всего этого в России случилось еще одно событие, от каких мы уже успели отвыкнуть. У протестно настроенных граждан появился лидер. Это Алексей Навальный, 35-летний юрист, популярный блогер, ставший известным своими разоблачениями коррупции в госкомпаниях. Он же - автор мема «Партия жуликов и воров» для «Единой России».

Навальный, конечно, не станет президентом 4 марта. Возможно, он не будет президентом и в ближайшие несколько лет. Я даже не исключаю, что он никогда не станет президентом. Важно другое: в стране появился первый политик совершенно новой эпохи.

Во-первых, он чуткий диагност аудитории. Во-вторых, у него нет хвостов, которые тянутся из 90-х годов. Это избавляет его от родовых травм, которые портят физиономии буквально всем фигурантам нынешней российской политической сцены. И в-третьих, Навальный стремительно набирает популярность, обходясь при этом без партий и телеэфира. Его пока знают в основном пользователи Интернета. Однако рано или поздно узнают все. Появление Навального разрушило миф, прочно осевший в головах обывателей, который звучит так: если не Путин, то кто?

Вечно вчерашние

На фоне новых политических тенденций образ мышления и действия челябинских властей стремительно становятся какой-то архаикой. Сити-менеджер Сергей Давыдов устраивает в областном центре масштабную вырубку деревьев, переносит автовокзал в неудобное место, а депутаты ЗСО келейно принимают решение об изменении границ памятника природы «Челябинский городской бор», что дает зеленый свет для прокладки в бору автотрассы. И все это - зная о недовольстве граждан.

Власть явно «оторвалась от коллектива». Очевидно, что именно такого рода решения отнимают у «Единой России» голоса, выводят людей на улицы, снижают рейтинг «тандема».

А что дальше? Эпоха Путина закончилась, но при этом совсем необязательно, что сам Владимир Путин уйдет. 12 лет его фактического правления показали, что он умный и весьма гибкий политик. А власть в Кремле почти всегда слушает «социальный запрос». Услышала она его и сейчас. Очень скоро мы узнаем об уголовных делах против фальсификаторов. Причем на мушке здесь в первую очередь те регионы, которые только что купались в лучах славы, показывая хорошие результаты за «Единую Россию».

Народу обещали вернуть прямые выборы губернаторов (правда, под присмотром Кремля), облегчить регистрацию политических партий и т.д. Для нас, жителей провинции, важно и то, в каком виде до нас дойдут кремлевские инициативы. И пока неясно, когда мы сможем воспользоваться вновь обнаружившимися правами.

Mebelistra.ru купить мебель в Истре .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


VK31226318