В России право выбирать руководителя области будет обставлено целым рядом условий
Президент РФ Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект закона, предусматривающего реанимацию прежнего порядка выборов глав субъектов Федерации.
Если все пойдет по намеченному плану, то за кандидатов в губернаторы и руководителей республик мы вскоре снова будем голосовать на избирательных участках. Этого права россиян лишили еще в 2004 году не без помощи Дмитрия Медведева и Владимира Путина (первый помогал разрабатывать данный закон, второй в качестве президента страны предлагал его в парламент на депутатское рассмотрение).
Впрочем, было бы слишком наивным думать, что новая редакция закона - а в ее принятии народными избранниками мало кто сомневается - станет копией той, «ельцинской». Наше с вами право выбирать руководителя собственной области, края, республики будет обставлено целым рядом условий.
Начнем с того, что возможность претендовать на пост главы субъекта Федерации будет предоставлена как представителям политических партий, так и самовыдвиженцам. На первый взгляд - очевидный прогресс. Однако стартовые условия у них разные. Если кандидат с партбилетом допускается к выборам почти сразу (достаточно президентского благословения), то самовыдвиженцам сначала необходимо предоставить в облизбирком подписи избирателей. Количество обязательных «автографов» пока не определено.
Принимая во внимание сложность и затратность этой процедуры, а еще - возможность чиновников придраться к любой «кривой» подписи, становится очевидным: приоритет на губернаторских выборах заведомо получает партийный кандидат.
Но даже если неугодному федеральным властям претенденту удастся проскочить эти рифы, то в руках у первого лица государства останется еще один мощный рычаг влияния - возможность убрать «несистемного выскочку» с формулировкой «утрата доверия». Поводом для отставки всенародно избранного губернатора может быть как выявление фактов прогулов, коррупционной деятельности, неисполнения им требований законодательства, так и расплывчатое обвинение в невозможности урегулирования на подведомственной территории некоего «конфликта интересов». Впрочем, у рядовых избирателей в случае чего тоже имеется шанс «свергнуть» разонравившегося главу региона: предусмотрен механизм его отзыва путем проведения референдума. Остается добавить, что поправки предусматривают единый для всех губернаторов срок полномочий - пять лет.
Сегодня проправительственные СМИ преподносят «медведевский» законопроект как первый шаг в реализации якобы давно задуманной властями «комплексной реформы российской политической системы».
Но достаточно отмотать пленку общественно-политической жизни страны немного назад, как станет ясно: партия власти решилась на косметический ремонт этой самой системы благодаря колоссальному и методичному внешнему давлению. Ведь еще в мае 2011 года Дмитрий Медведев уверенно заявлял, что губернаторские выборы могут быть восстановлены не ранее чем через 10-15 лет и что для этого в современной России «нет предпосылок».
Но предпосылки резко возникли в декабре прошлого года, когда на проспект Сахарова и Болотную площадь в Москве вышли десятки тысяч людей, раздосадованных фальсификацией итогов парламентских выборов. И уже к 22 декабря (дата произнесения действующим президентом послания Федеральному собранию) Медведев кардинально поменял свою точку зрения. И посулил народу не только губернаторские выборы, но и другие «новеллы»: децентрализацию власти, упрощенный порядок регистрации политических партий, возвращение в Государственную Думу депутатов-одномандатников.
Ни о каком ноу-хау «Единой России» в этом случае речь, конечно, не идет. Вот сообщение агентства RIA.RU, датированное августом 2011 года:
«Эсеры, в случае прохождения в Госдуму по итогам парламентских выборов, намерены уже на первой сессии внести в нижнюю палату законопроекты о прямых выборах губернаторов и мэров».
Таким образом, взяв на вооружение программные установки конкурирующей партии, «единороссы» (а на парламентские выборы их, как известно, вел Дмитрий Медведев) продемонстрировали завидную политическую эластичность. Остается выяснить пределы этой гибкости и ответить на вопрос: не закончится ли она 4 марта?
Скорее всего, поправки, предусматривающие прямые выборы губернаторов, будут приняты на весенней сессии ГД шестого созыва. По крайней мере, спикер нижней палаты российского парламента Сергей Нарышкин на днях сделал именно такое заявление.
Александр Полозов, заместитель руководителя администрации губернатора Челябинской области:
- Закон, определяющий порядок избрания руководителей регионов, - один из краеугольных в политической системе. А она у нас не статична, пребывает в режиме постоянной трансформации. По-моему, это нормально для такой молодой демократии, как наша. Так что очевиден временный, если хотите, переходный характер этого закона. Он решит задачи определенного периода, а после его ждет новая корректировка или отмена. И это тоже нормально. Что касается губернатора Михаила Юревича, то он не раз проходил через избирательные кампании и не боится участвовать в прямых выборах главы региона. О чем сам и заявлял.
Валерий Гартунг, депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия»:
- Окончательный вид закона еще неясен. Будет все-таки президентский фильтр или нет? Это ключевой вопрос. Если останется хоть какой-то фильтр, теряется весь смысл закона. Опять власти будут решать, кого выдвигать и предлагать населению, а это то же самое, что сейчас. Нужно вернуться к прямым выборам губернаторов без всяких ограничений, как было раньше, упростить процедуру сбора подписей для кандидатов: сейчас она тоже является своеобразным фильтром для неугодных кандидатов. И, может быть, залог вернуть, хотя он не понадобится, если будет упрощенная процедура выборов.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве