Военные не признали связи между повреждениями строений и утилизацией боеприпасов на полигоне в Чебаркуле
С 20 января на территории 255-го общевойскового полигона возобновляется утилизация боеприпасов.
Как указано в письме командира войсковой части 89547 гвардии полковника Сергея Комбарова на имя главы Чебаркульского района Александра Короля, в соответствии с приказом командующего войсками Центрального военного округа № 705 от 9 ноября 2011 года боеприпасы будут утилизироваться методом подрыва. Главу района попросили провести разъяснительные мероприятия, в частности с учащимися общеобразовательных учебных заведений, по недопущению нахождения вблизи полигона.
Неподалеку от него расположены Непряхинское, Шахматовское и Бишкильское сельские поселения. Ранее там не только лучше других слышали взрывы, но и ощущали их ударную силу. До сих пор не озвучиваются точные данные ущерба от предыдущих взрывов (хотя проводились объезды и составлялись списки). Однако известно, что в администрацию района от местных жителей поступило около тысячи жалоб. Люди рассказывали, что многие дома, хозпостройки, заборы, стены после взрывов покрылись трещинами.
Военные не признали связи между повреждениями строений и утилизацией боеприпасов на полигоне. Но в одном случае все-таки оказали помощь: восстановили целостность окон в Тимирязевской школе. Ликвидировать остальные последствия «непонятных землетрясений» помогла администрация района.
- Использованы все способы, чтобы довести информацию до населения, - заявил начальник районного отдела ГОиЧС Андрей Лундин. - Во всех школах проведены открытые уроки, на которых рассказывалось об опасности нахождения вблизи мест погрузки и утилизации боеприпасов.
Открытые уроки - это хорошо. А вот то, что более важная информация закрыта, - плохо. Военные не сочли нужным сообщить, сколько, чего, с какой периодичностью будет уничтожаться, когда операция завершится и другие «военные тайны». Зато со стороны населения армейское руководство ожидает понимания к выполнению «задания российского масштаба».
Нет никакой информации и о том, будут ли и насколько усилены меры по охране опасной территории во время и после утилизации боеприпасов. Между тем деревня Верхние Караси находится на границе с полигоном, практически на его территории. В прошлые разы оцепление было не столь эффективным и только в определенное время суток. Как же вездесущим пацанам, да и взрослым, не посмотреть, что делается на полигоне?
Напомним, что ликвидация боеприпасов началась на полигоне в марте 2010 года. В 2011-м военные увеличили объем закладки снарядов, после чего некоторые здания покрылись трещинами. Поднялась волна протеста. Во время проверки Минооброны выявило нарушения в процессе утилизации.
Но, выходит, обращения руководства области в оборонное ведомство и массовый протест населения против усиленных подрывов, приводящих к разрушениям, результата не дали..
…Когда военные приказывают, принято брать под козырек, а не обсуждать. Но Чебаркульский район - пока еще гражданская территория.
- Уничтожение устаревших боеприпасов продлится до осени, - сообщил Ярослав Рощупкин, официальный представитель Центрального военного округа. - Точные объемы в округе обещали назвать позже. Не исключено, что при выполнении задачи будет использована новая система «Разрушитель». Она разработана Уральским пиротехническим заводом и способна в 25 раз уменьшить ударную волну. Если исходить из стандартной закладки в 100 килограммов, разрушительная сила составит всего четыре килограмма в тротиловом эквиваленте.
Отмечу, что полигон в Чебаркуле нынче далеко не основной: ЦВО перенес уничтожение боеприпасов в Прибайкалье, другие округа, которые почти не заселены. Несколько десятков тысяч тонн устаревших боеприпасов будет утилизировано на промпредприятиях.
Если от населения пойдут обоснованные жалобы, рассмотрим. Пока нам не представлены материалы, подтверждающие причинно-следственную связь между ущербом и взрывными работами. Разве только жалобы, что корова перестала доиться или собака стала заикаться. И последнее.
Всем полигонам уже почти под сто лет, Чебаркульский - не исключение. Сначала был построен полигон, потом вокруг него началось жилищное строительство. Кто дал на него разрешение, почему? Постройки приблизились к полигону, а нам новых площадок никто не дает. Значит, надо понимать друг друга. Сделаем все, чтобы минимизировать последствия утилизации.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве