В конце января премьер-министр Владимир Путин предложил ввести экзамен по русскому языку для иностранцев
6 февраля в Законодательном Собрании Челябинской области в форме парламентских дебатов прошла игра с участием молодых активистов из общественных организаций, вузов и парламентских структур. «Экзамен по русскому языку для мигрантов» стал темой открытой дискуссии и камнем преткновения в споре двух молодежных команд – победителей турнира по парламентским дебатам «Железный аргумент».
В конце января премьер-министр Владимир Путин предложил ввести экзамен по русскому языку для иностранцев, въезжающих в страну для трудоустройства. Прежде, чем внести соответствующие поправки в законодательство, премьер призвал обсудить эти изменения с представителями общественных и религиозных организаций. Инициативу сверху подхватила Общественная молодежная палата при Законодательном Собрании Челябинской области. Как сказал заместитель ее председателя Дмитрий Семенов:
- Мы поставили перед собой задачу расшевелить молодежь и привлечь к дискуссии.
Активную и творческую молодежь – в основном студентов челябинских вузов не пришлось долго уговаривать. Взрослые игры – это всегда притягательно, а тем более в представительном зале и с реальными зрителями. Одна команда представляла «Правительство», вторая – «Оппозицию».
«Правительство» в лице студентов юридического факультета ЧелГУ Артема Данилина и Артема Михеева высказало мнение, что знание русского языка мигрантами положительно отразится на имидже Российской Федерации. Зная наш язык, гастарбайтеры легче ассимилируются в русскую культуру и больше станут уважать наши традиции. Кроме того, «Члены правительства» настаивали, чтобы наравне с языковым обучением иностранцы получали правовой ликбез, который защитит их от произвола работодателей на российских просторах.
Обучать иностранцев предложили в школах доимигрантской подготовки в тех странах, откуда наиболее высок отток рабочих рук. Организацию и финансирование школ должны взять на себя предпринимателям из России, якобы заинтересованные в дешевой рабочей силе.
Базовым предложениям «Правительства» ловко парировала «Оппозиция». Ее устами говорили будущие специалисты в торговле и экономике из ЮУрГУ Ярослав Андреев и Максим Рябиков. «Оппозиция» недоумевала, как ужесточение мер может способствовать росту российского имиджа? Кто будет преподавать русский язык в доимигрантских школах, а главное, где будущие мигранты будут брать деньги, чтобы за них платить? Боязнь концентрации в стране криминального таджикского или другого этноса «Оппозиция» назвала расизмом, а новый закон – утопией.
Пока в стране нет четкой миграционной политики, рано ставить жесткие фильтры для въезда людей. По неподтвержденным данным, на сегодняшний день в России проживает до 15 миллионов незаконных мигрантов. И если они сумели преодолеть пограничный и паспортный барьеры, сумеют обойти и экзамен по русскому языку.
По мнению «Оппозиции», новый закон даст возможность дальнейшему развитию коррупции.
Обсуждение сопровождалось репликами из зала. Одна из студенток филфака ЧГПУ выразила готовность отправиться на Восток, чтобы воплотить мечту своей жизни – учить русскому языку иностранцев. Завершились дебаты голосованием. С перевесом в один голос закон был принят.
А что же в реальности? Мировой опыт в данном вопросе тоже имеет две стороны. С одной - большое количество европейских стран, которые ввели такой экзамен для мигрантов, с другой - США, где знание языка необходимо только для получения гражданства. Какой путь выберет для себя Россия на самом деле, покажет время.