Новые выборы губернаторов станут либеральнее прежних?

Новые выборы губернаторов станут  либеральнее прежних?

В эксклюзивном интервью член Совета Федерации Константин Цыбко рассказал, почему к 2020 году заводы перестанут травить людей, научил, как эффективнее бороться за свое право на экологию, усомнился в том, что на Челябинскую область будут падать ракеты, а также поведал о важных нюансах будущих выборов губернаторов и сенаторов.

Китай уже имеет это в виду…

- Год начался со скандала по поводу рубки берез на северо-западе. Челябинцы возмущены планами строительства дороги через бор и прошлогодней рубкой деревьев в городе. Есть ощущение, что тема экологии ждет какого-то принципиального выхода…

- Я понимаю мотивы людей. Но мы зачастую относимся к экологии точечно. Несколько деревьев срублено - поднимается шум. А нужен системный подход. Экология города - это очень большая тема, тут и грандиозные выхлопы автотранспорта, и выбросы промышленных предприятий. Три березы не спасут, когда на вас с соседнего завода тоннами падают вредные вещества. Эти березы сами-то еле выживают. У нас негодование возникает по вопросам локального, я бы сказал, больше эстетического, а не экологического формата. Но нет общественного протеста по поводу того, что наши дети живут под забором предприятия. Есть ли там санитарно-защитная зона и можно ли вообще там жить физически?

- Может, люди плохо информированы о реальном положении дел с загрязнениями и их последствиями для здоровья?

- Я собирал пресс-конференцию, приводил данные. Пренебрежение вопросами экологии со стороны собственников металлургических заводов сравнил с позицией латиноамериканских наркобаронов, для которых прибыль важнее качества жизни и здоровья людей. После того как губернатор подключился, приехал министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев, началось какое-то движение. Почти миллиард рублей инвестировал «Мечел» в очистные сооружения…

Но опять же проблема шире. Вот сейчас если предприятие поймают на выбросе, просто выпишут штраф. Эти деньги растворятся в федеральном бюджете. А надо, чтобы они оставались в области и шли на экологические проекты. Очистные сооружения - хороший знак, но это только начало «зеленой модернизации» производства.

- Тем более что народ-то недоумевает. Вроде очистные сооружения ввели в строй, а как подует ветер с заводов, то будто ничего и не менялось. Люди пишут в природоохранные инстанции, им приходят отписки…

- Не было массового общественного протеста. Дышать нечем, но борьбы-то не происходит!

- А люди-то что должны делать, как свое негодование выражать?

- Не умаляю значения законного общественного протеста, но я вижу более эффективным обращение в суд.

- Персонально?

- У нас есть общественные организации. Они имеют возможность заявлять судебные требования в интересах определенного или неопределенного круга лиц.

- Что это за организации?

- Их много. Я, например, возглавляю старейшую экологическую организацию страны - Всероссийское общество охраны природы, основанное в 1924 году. Кроме того, есть уполномоченный по правам человека в Челябинской области. При нем создан Общественный комитет по вопросам экологии, я в него, кстати, вхожу. Самый простой способ - обращение туда. И уже общественная организация имеет возможность взять на себя все расходы, связанные с судом. В нашей организации есть штатные юристы. Мы оформим запросы в контролирующие органы. Данные о выбросах фиксируются. Превышение их - это уже нарушение законодательства. Далее суд. Есть санкции, вплоть до приостановки деятельности предприятия.

- Сколько нужно недовольных, чтобы обратиться к вам?

- Не буду давать количественные рамки, но это не должно быть частное обращение одного человека. Или, по крайней мере, чтобы эксперты подтвердили: да, проблема затрагивает интересы многих людей. Впрочем, я как член Совета Федерации буду реагировать даже на обращение одного человека.

- Тема Челябинского бора, по которому может пройти автотрасса, очевидно, одна из таких тем…

- Абсолютно нормальная позиция - думать о судьбе городского бора. В этом вопросе очень продуктивной может быть открытость муниципальной власти к диалогу с обществом. Думаю, Сергей Викторович Давыдов придерживается той же позиции…

- Много было разговоров о том, что вот-вот будет принято принципиально новое природоохранное законодательство…

- Сейчас разрабатывается законопроект, который обяжет все предприятия в России к 2020 году модернизировать производство и обеспечить уровень экологической безопасности, равный мировым. Есть так называемый «принцип наилучших доступных технологий». Если в мире существует самая лучшая технология, она должна быть применена. Если этого не происходит, такое производство работать не сможет. Просто будет закрыто! Речь не идет только об очистке, речь вообще о производстве. Почему-то европейская промышленность на экологически чистых технологиях работает более эффективно, чем наша.

- Металлурги скажут, что мы конкурируем не с Европой, а с Китаем, Украиной, где на экологию смотрят намного проще…

- В этом году произойдет важное событие - мировой форум устойчивого развития «Рио+20». Тема форума - «зеленая» экономика. Будут приняты международные стандарты. Если товар произведен с нарушениями норм экологии, он не может быть реализован на территории тех стран, которые подпишут итоговый документ форума. И Китай, я вас уверяю, уже имеет это в виду. Все страны конкурируют с Китаем, не только Россия. Конкуренция не требует геноцида своего народа. Ведь для чего экономика, для чего все эти предприятия? Так для того, чтобы люди жили лучше!

Ракеты, самолеты, боеприпасы…

- Была информация, что с 2012 года Роскосмос собирается изменить траекторию запуска космических ракет и первая ступень должна падать где-то в Нязепетровском районе. Что думаете?

- На мой взгляд, этого не произойдет. Челябинская область - густонаселенный регион с крупными городами, промышленными объектами, совсем недалеко ПО «Маяк». Никто на это не пойдет!

- А откуда берутся такие идеи? В Роскосмосе, наверное, неглупые люди сидят!

- Мое мнение: это было рабочее предложение. К примеру, баллистики посчитали, что так будет удобнее. Но потом в обсуждение включаются другие специалисты, ставят вопросы: а если, например, что-то упадет на Снежинск?.. Нет, уверен, этого не произойдет. Чтобы космические обломки падали на территорию региона, который отвечает за безопасность страны? С точки зрения здравой логики это очень сомнительно.

- С точки зрения здравой логики разумно ли размещение крупной авиабазы в черте города-миллионника? Вот недавно в 10 минутах лета от Челябинска упал бомбардировщик…

- К сожалению, размещение военного аэродрома - это история, которая нам досталась в наследство из другой эпохи. Однозначно, объекты, являющиеся источником повышенной опасности, должны быть расположены на отдалении. Точно так же и с полигоном по утилизации боеприпасов в Чебаркульском районе. Ну неужели на огромной территории РФ нельзя найти другое место?

- Это вопрос качества принимаемых решений. Как они вообще возникают?

- Чтобы такие решения не возникали, необходимо, чтобы у региона были заслон и позиция. У губернатора Юревича самая жесткая позиция в отношении Минобороны. И по самолетам, и по утилизации взрывчатых веществ. Но все это возникло не сегодня. Тут ведь как? Легче не дать разместить, чем потом куда-то убрать. Если бы в свое время регион твердо сказал: «Нет», то сегодня проблем было бы меньше…

В чем эксперт Юревич?

- Константин Валерьевич, в чем смысл так называемого Большого правительства, предложенного Д.А. Медведевым?

- Большое или Открытое правительство - это, по сути, пул экспертов, которые имеют возможность по любому вопросу любому министру высказать свое мнение, вступить в полемику, расширив рамки публичной дискуссии.

- Извините, а у правительства разве нет иной возможности получить экспертную оценку?

- Есть, но то эксперты правительства, а есть позиция общества.

- А Общественная палата?

- Общественная палата в большей степени защищает интересы общественных организаций, дает экспертизу законопроектам и нацелена на работу с Госдумой.

- На одном из заседаний Открытого правительства вы говорили о необходимости закрепить членов «большого правительства» за какими-то регионами. Это то, что должно прийти на смену институту полпредства?

- Нет, речь шла о том, что в Большом правительстве должны быть люди, которые работают с территориями и могут доносить проблематику территорий. Решения, принимаемые в Москве, не всегда будут для всех регионов одинаково оптимальными. К примеру, проблемы Челябинской области в сфере экологии отличаются от проблем Краснодарского края или нефтедобывающих регионов.

- Вы в Открытом правительстве - эксперт по экологии. А Михаил Юревич в какой области эксперт?

- В области местного самоуправления. Причем один из сильнейших экспертов, поскольку долгое время был мэром. А также в области децентрализации и разграничения полномочий между центром и регионами - уже как действующий губернатор. Сейчас эта тема будет востребована.

- Судя по его статьям на сайте Большого правительства, можно сделать вывод, что он эксперт в области дорожного строительства…

- Местное самоуправление, это в том числе и строительство дорог. А что такое децентрализация? Это и вопросы по финансированию - или Федерация дает деньги, или регион сам строит, оставляя налоги.

- Кто в действующем правительстве занимается схожими вопросами?

- Минрегион. А курирует вице-премьер Дмитрий Козак.

- В каком бы качестве Юревич мог бы стать наиболее полезным в правительстве РФ?

- На мой взгляд, Михаил Валериевич очень эффективен на том месте, которое он занимает сейчас. И для области, и для страны это очень позитивный фактор.

- Между тем Юревичу молва прочит интересные перспективы в правительстве Медведева…

- Консультации по кадровому составу правительства еще идут, но контуры будущего кабинета министров для руководства страны уже ясны. В свою очередь губернатор неоднократно заявлял, что будет продолжать работать на своем посту в Челябинской области. Думаю, так и будет.

«Президентский фильтр»: как это?

- Возвращаются прямые выборы глав субъектов РФ. Есть вопросы, в частности, по так называемому «президентскому фильтру»…

- Законопроект прошел только первое чтение, поправки вносятся во втором. Не могу сказать, чем дело кончится. Но пока «фильтр» предлагался только для партий. Вскоре станет проще процедура создания и регистрации партий. Их будет много. Они могут пройти в региональные собрания и выдвинуть кандидата в губернаторы. С другой стороны, появятся и самовыдвиженцы. Им придется собирать подписи.

Пока неизвестно, сколько - решение каждый регион примет самостоятельно, несколько тысяч или даже десятков тысяч подписей. Это уже своеобразный гражданский фильтр. Согласитесь, через партию (а для ее регистрации нужно будет иметь всего 500 человек) попасть в кандидаты намного легче. Именно поэтому в этом случае будет уместен «президентский фильтр».

- Речь идет о партиях, представленных в ЗСО?

- Тоже пока неясно. Решается.

- На ваш взгляд, выборы губернаторов по новым правилам будут такими же, как и до их отмены?

- Фактически это одно и то же, только порядок выдвижения меняется. Причем, на мой взгляд, он даже не усложняется. Те же выборы, что и раньше, просто заметнее партийная составляющая. Это общий тренд в российской политике. И еще - предлагается не использовать денежный залог. Объяснение простое: залог ущемляет права человека. У кого-то ведь может не быть таких денег, зато есть народное доверие.

- Получается, новые правила еще более либеральные, чем были?

- Мне кажется, да.

- И все же несколько смущает «президентский фильтр». Точнее - неясность с тем, как это будет выглядеть на практике…

- Очень важно, чтобы в законе были прописаны точные критерии «президентского фильтра». Это могут быть вопросы, связанные с судимостью кандидата, его образовательным уровнем, возможно, возрастом. А также наличием в его публичных заявлениях элементов экстремизма и национализма.

- Как будем избирать сенаторов?

- Есть два законопроекта, один внесен в Госдуму группой депутатов, другой готовит сам Совет Федерации. Тут, на мой взгляд, принципиально следующее. Прямые в классическом понимании выборы сенаторов по Конституции невозможны. Порядок делегирования кандидата в сенаторы от ЗСО - это фактически уже выборы. Сначала надо избраться депутатом в парламент региона, а потом прямым тайным голосованием избранных депутатов - в Совет Федерации. Основные изменения предлагается внести в порядок делегирования представителя в Совет Федерации от исполнительного органа власти региона.

В законопроекте, который готовит верхняя палата парламента, один из вариантов такой: член Совфеда (от исполнительной власти) будет избираться вместе с губернатором, в паре. Примерно как в США президент и вице-президент. В этом случае потенциальный губернатор будет репутационно зависеть от своего «напарника», и десять раз подумает, какого человека ему брать.

Для справки:

Цыбко Константин Валерьевич родился в 1974 году в Свердловске, в том же году семья переехала в Озерск (Челябинская область).

В 1996 году с отличием окончил Уральскую государственную юридическую академию (Екатеринбург). Кандидат юридических наук.

Работал председателем правления Общественного совета при Росприроднадзоре, экспертом Администрации Президента РФ по вопросам экологии. Координатор экологических проектов политической партии «Единая Россия».

Председатель Всероссийского общества охраны природы.

Член правления Ассоциации юристов России.

В августе 2010 года назначен советником губернатора Челябинской области.

В октябре того же года избран депутатом Законодательного Собрания Челябинской области.

С 30 декабря 2010 года - член Совета Федерации от ЗСО Челябинской области.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

VK31226318