Челябинский оркестр "Малахит" не поедет в Нью-Йорк на фестиваль «Русское наследие»
Стало известно, что челябинский русский народный оркестр «Малахит» и организаторы выставки областного краеведческого музея «Драгоценное оружие», скорее всего, не поедут в Нью-Йорк на фестиваль «Русское наследие».
Поездка была широко проанонсирована в прессе. Было сделано многое. Директор краеведческого музея Владимир Богдановский съездил в командировку и ознакомился с концертной и выставочной площадками. Готовились дизайн-проект выставки и копии оружейных экспонатов, датированных бронзовым веком. Оркестр разучивал большую эксклюзивную концертную программу, музыканты оформляли загранпаспорта. И вдруг все срывается. Почему? Вот как объясняет ситуацию министр культуры Челябинской области Алексей БЕТЕХТИН:
- Так случилось прежде всего потому, что деньги на поездку не были заложены в областном бюджете. Бюджет на 2012 год формировался в августе 2011 года, в сентябре еще можно было внести туда поправки. Виктор Григорьевич Лебедев (дирижер, художественный руководитель оркестра «Малахит». - Авт.) обратился в министерство с предложением о летней поездке в Нью-Йорк в декабре 2011 года, когда все было уже распланировано.
Почему мы не отвергли его предложение сразу? Надеялись на профицит, как это было в прошлом году. Тогда губернатор в середине лета выделил дополнительно 50 миллионов рублей на финансирование культурной сферы. В этом году профицита нет.
Другая проблема: американская сторона требует заплатить полтора миллиона за аренду концертного зала (знаменитый Линкольн-центр. - Авт.) уже сейчас. Российское же законодательство требует на любой заказ свыше ста тысяч рублей проводить конкурс. И мы не успеваем пройти эту процедуру.
«Русский фонд», который проводит фестиваль «Русское наследие», ничего своего не имеет, поэтому и нужно было арендовать зал. Сбор от концерта идет устроителям. Проезд, визы, гостиницу мы должны оплачивать сами. В итоге стоимость поездки оркестра - свыше пяти миллионов рублей. Условия, прямо скажем, далеко не шоколадные. Представители фонда вскружили голову Виктору Григорьевичу, и мы тоже поддались на это. До последнего работали над визами, не сидели сложа руки. Но с самого начала учитывали двоякий вариант развития событий.
Кстати, не только Челябинск отказался от участия в фестивале «Русское наследие». Такое же решение принял Владивосток. Я понимаю, как сейчас нелегко Виктору Лебедеву, обеспокоенному моральным состоянием коллектива. Музыкантам пообещали Америку, и они, возможно, считали поездку делом уже решенным. Будем работать над организацией американских гастролей оркестра «Малахит». Причем сделаем это не через «Русский фонд», а самостоятельно, используя хорошие связи с американским атташе по культуре. Можно заплатить в четыре раза меньше и отыграть в пять раз больше, причем не только в Нью-Йорке.
Мне не удалось получить комментарий Виктора Григорьевича Лебедева. Маэстро надеется, что не все потеряно. В понедельник он должен встретиться с губернатором Михаилом Юревичем и обсудить этот вопрос. До того, как эта встреча состоится, Виктор Григорьевич считает нецелесообразным давать комментарии.
Но мы поговорили с третьим участником этой истории, директором областного краеведческого музея Владимиром Богдановским. Когда поступило предложение от «Русского фонда», министерство культуры дало поручение детально проработать вопрос именно Богдановскому, человеку, имеющему огромный опыт установления международных творческих контактов.
- Владимир Иванович, для чего челябинцам ехать в Нью-Йорк?
- В краеведческом музее и в «Каменном поясе» мы проводим выставки не только своего творчества. Чтобы было развитие, нужно привозить других и самим выезжать. Речь ведь идет не только об искусстве. Поедет небольшая делегация от области, и фонд организует встречу по экономическим темам с американскими бизнесменами. А лучшего фона для разговора, чем выставка драгоценного оружия, придумать невозможно. Американская сторона привозила к нам выставку ювелирных изделий Лизы Вершбоу, фотографии Вальтера Розенблюма, оркестр «Bang on a can». Пора делать ответный шаг.
- Почему русская сторона, привозя в Нью-Йорк свое искусство, должна брать все расходы на себя?
- Просто мы сейчас говорим о вариантах, которые затратны. Можно о них и не говорить. У «Русского фонда» есть предложения абсолютно малозатратные, например выставка по истории Челябинской области. Она у нас готова, и это практически то же самое, что выставиться в Москве или в Питере. Что касается «Малахита», фонд готов предоставить оркестру площадки, за которые не надо платить. Их достаточно много: университеты, летние площадки. Летняя площадка в центральном парке Нью-Йорка - это концертный зал под открытым небом, уровня Юрмалы. Фонд работает не только на летний фестиваль «Русское наследие», он проводит множество мероприятий каждый месяц. Осенняя поездка в Америку обойдется гораздо дешевле летней.
- Но захочет ли американская сторона продолжать разговор с вами после неудачи с июньской поездкой?
- Никаких официальных документов, контрактов не было подписано ни с той, ни с этой стороны. И сейчас идет разговор не о том, чтобы отменить все мероприятия, а о том, чтобы их перенести. Скорее всего, это будет следующий год, и я надеюсь, что наше участие в мероприятиях «Русского фонда» будет подтверждено бюджетом. Нью-Йорк видел многое, может позволить себе выбирать. Предложения, подобные этому, обычно перехватывают столичные музеи и музыкальные коллективы. Отказываться было бы крайне недальновидно.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве