Многокультурность против мультикультурализма

Многокультурность против мультикультурализма

Национальная политика, с одной стороны, это культура, песни и пляски, а с другой - это вопрос безопасности страны. Сохранение национально-культурных и религиозно-духовных традиций в этом смысле стратегическая задача. В этом убежден начальник областного управления по взаимодействию с институтами гражданского общества Илья Аносов. С сегодняшним нашим экспертом мы обсуждаем актуальные сюжеты - от «Пусси Райот» до проблем трудовой миграции.

Провокаторы и «шахматисты»

- Илья Иванович, сначала какие-то артистки устраивают «панк-молебен», потом возникает чеченский адвокат Д. Хасавов с идеей шариатских судов, затем об этом говорит вся страна. Что это - заговор, хулиганство, глупость?..

- Интересно, почему эти сюжеты совпали? Очевидно, это часть информационной технологии. Совсем не случайно был выбран храм Христа Спасителя, место, которое заведомо попадет в информпространство. Думаю, здесь не столько «осквернение» (бывали случаи и пострашнее). Была задача привлечь внимание к православной церкви и патриарху, чтобы возникли дискуссии о православии в отрицательном ключе.

Второй случай - откровенная провокация. Мне идея Д. Хасавова напоминает заявление одного из муфтиев, который предложил мусульман разместить в резервациях и убрать кресты с государственного герба. Что в сухом остатке? Его слушают и православные, далеко не все из них разбираются в тонкостях ислама. Так откровенно формируется отрицательное отношение православных к исламу и наоборот.

- За этим есть общий замысел?

- Почитайте книгу Бжезинского «Великая шахматная доска». Это геополитические технологии. В Югославии они были отработаны четко. Я не теоретик мирового заговора. Те сложные процессы, которые у нас воспринимаются на уровне дешевой конспирологии в духе Дугина или Проханова, предмет объективного исследования академических ученых на западе.

Опасен ли ислам?

- Давайте вернемся на Южный Урал. Недавно суд вынес приговор некоему фермеру В. Якупову за разжигание национальной и религиозной розни…

- Действительно, ему инкриминировалась 282-я статья. Он передавал другим лицам литературу экстремистского содержания, включенную в федеральный список, читал соответствующие лекции. У нас в стране провозглашен идеологический плюрализм. Наше законодательство не запрещает никакие идеологии, но в то же время по решениям судов включает в списки запрещенной литературы конкретные книги.

- А литература действительно столь опасна?

- Зачастую это недооценивается. Вот цитата из книги «Исламская акида», включенной в список: «Наипервейшее требование, предъявляемое к мусульманину, - враждебно относиться к многобожникам и неверным. В противном случае он не выполняет свой долг». Таких цитат - огромное количество.

- Ислам опасен для России?

- Для России опасен не ислам, а радикальный ислам. В нашем, российском исламе, кстати, никакого экстремизма нет. А в радикальных течениях это - суть. Почему возникает мнение об опасности ислама? Если вы заметили, в глобальных СМИ, как правило, идет речь о радикальном исламе. Вспомните историю с башнями-близнецами. Понятно, что это пиар-акция. Почему? Потому что исламские государства, как правило, имеют большие запасы нефти и газа. Дальше комментировать нечего. Ирак - тому яркий пример.

- Что представляют собой мусульмане Южного Урала?

- В Челябинской области примерно 13 процентов от всего населения - мусульмане. Это спокойные, мирные мусульмане, исповедующие традиционный «российский» ислам, искони живущие вместе с православными. Но сегодня религиозный фактор, в частности исламский, становится фактором геополитики, средством влияния на государства.

Это насаждение радикального ислама, дестабилизация ситуации со всеми вытекающими последствиями. «Арабская весна» тому пример. Аналогичные вещи в свое время проделывались в Югославии. И над нашими мусульманами давно и целенаправленно работают из-за рубежа.

- Кто работает?

- Государства, которые заинтересованы в дестабилизации в нашей стране.

- И тут вездесущий Госдеп?

- Судите сами. В 2007 году прошли аресты членов запрещенной террористической организации «Хизб ут Тахрир аль-Ислами». В том числе в Челябинской области. В США есть так называемый «Акт о международной религиозной свободе», на основании которого США возложили на себя самостийную ответственность наблюдать за религиозной свободой во всех странах мира. Говоря проще, насаждать религиозное мировоззрение в выгодном для себя ключе. На основании этого закона посольства США мониторят прессу, и «Комиссия по религиозной свободе» пишет ежегодные доклады. В отчете комиссии за 2007 год выражалось сожаление по поводу арестов членов «Хизбут тахрир», включая тех, кто был взят в Челябинской области. К гадалке не надо ходить, кто с кем и в чьих интересах.

Кто учит, тот и научит

- Почему радикальный ислам способен быть конкурентом традиционному? Он предлагает простые решения? Имеет более яркую, агрессивную и соответственно привлекательную в глазах молодежи форму? Решает какие-то психологические проблемы?..

- Все верно. Если старые бабаи жили в традиционной культуре, привыкли трудиться, понимали, что булки на деревьях не растут, то молодые ребята смотрят телевизор, завидуют иной жизни, хотят получить быстро все и сразу, но, не получая этого, чувствуют себя отверженными. И вдруг они в одночасье - «воины Аллаха». Звучит громко. Но понимают ли эти ребята, что нужны лишь в качестве пушечного мяса?

Но одним пониманием психологии проблему не решишь. Наш ислам всю свою историю был встроен в российское государство. Екатерина Великая поступила мудро, создав Уфимское магометанское управление, которое позднее стало Центральным духовным управлением мусульман России, возглавляемое ныне Верховным муфтием России Талгатом Таджуддином. В советское и постсоветское время система была сломана. Началось деление муфтиятов, к нам потекла литература радикального содержания. Стали возвращаться мусульмане, прошедшие краткосрочные курсы за рубежом. И сейчас главная проблема - создать систему образования российских мусульман. Сейчас основные кадры готовит Российский исламский университет в Уфе, его возглавляет муфтий Челябинской и Курганской областей Ринат Раев. У нас в области 88 зарегистрированных мечетей. Университет выпускает в год всего около 100 человек. Встает вопрос о создании системы образования в области. Такая работа уже идет. Например, будет воссоздано знаменитое медресе Расулия в Троицке.

Скажу грубо и прямо: либо государство помогает мусульманам воспитывать своих имамов и своих детей в духе традиционного ислама, либо заграница воспитает их в совершенно другом духе и в своих интересах.

Несообщающиеся сосуды?

- С нынешнего года во всех российских школах появился новый предмет «Основы духовной культуры и светской этики». Вам не кажется, что с точки зрения светского государства разумнее было бы не учить каждого ребенка условно «своей» религии, а дать представление об основных конфессиях России?

- Инициатором курсов был покойный патриарх Алексий II. Мотивация: моральный уровень россиян падает. Единственный способ решить проблему - воспитывать детей в духе традиционной культуры, а не рыночной. Если в странах Запада интерес к религии падает, то в странах бывшего соцлагеря, в том числе и в России, этот интерес растет. И государство должно его удовлетворять. Недавно я посмотрел комплекс «Основы мировых религий». Ни при каких обстоятельствах не отдал бы своих внуков на этот курс.

- Почему?

- Нашел, что пишется о православии. Это раздел, посвященный догматике православия. Потом открыл раздел, посвященный буддизму. И снова догматика. Православие и буддизм диаметрально противоположны. Если православие предполагает активную жизненную позицию, то буддизм - некую созерцательность и отрешенность. Четвероклассник не совместит их в своем сознании. В лучшем случае он вырастет плюралистом. Либо атеистом.

- То есть вы за то, чтобы православные учились православию, мусульмане - исламу и так далее? Повторю свой вопрос: зачем в светской школе разделять детей по конфессиональному признаку?

- А почему сегодня в школах социальное разделение никого не интересует? А оно реально существует. С другой стороны, и православных, и мусульман, несмотря на социальные различия, объединяла вера.

- Но получается, что об исламе будут рассказывать мусульманам, а о православии - православным. Это несообщающиеся сосуды.

- А это уже вопрос организационный. К директорам, преподавателям - нужно не закрывать двери классов, чтобы они не превратились в секты.

- Каким образом?

- Недавно мы инициировали подписание очень серьезного соглашения о социальном партнерстве между архиепископом Челябинским и Златоустовским Феофаном и муфтием Челябинской и Курганской областей Ринатом Раевым. В России подобного нет. В рамках этого соглашения сейчас готовится молодежный лагерь, в котором будут православные и мусульмане.

- То есть проблема, о которой я говорю, решается с помощью лагерей?

- Пока больше в символическом информационном пространстве. В перспективе - в школе. Если дети - православные и мусульмане - не знают своей культуры и общей истории, возникают и радикальный ислам, и скинхеды. И конечно, есть желание извне разобщить православных и мусульман. Вот этому нужно противостоять.

Верить или изучать?

- Споры вокруг религии в школе - часть более общего вопроса о месте религии в обществе: мировоззрение это или культурное знание? Верить или изучать?

-

Изучать религии, безусловно, надо. Сегодня религиозная безграмотность в России тотальная. Вот мы удивляемся, откуда берутся деструктивные культы? Ну а как им не браться? В ЧелГУ открыта специальность «религиоведение», но такой курс не читается другим студентам.

- Сейчас обсуждается возможность появления в наших вузах теологии…

- Теология - это богословие. То, что в рамках веры. Субъективное мировосприятие. А для религиоведения религия - это объект исследования. Это даже не содержание веры, хотя оно тоже входит, это и социология религии, и политология, и геополитика, и психология. Изучается не сама вера, а ее материальные и прочие проявления. Если на Западе эта наука развивается и используется в геополитических целях, то в России она в зачаточном состоянии. Мы имеем наследие научного атеизма. Если на Западе разделяют свое мировоззрение и объективную истину, то у нас все путают в единый ком. Как и в дискуссии с основами православной культуры, когда атеисты просто проецировали свое мировоззрение, верующие тоже этим же занимались, как это ни обидно для них звучит. Для нас это сегодня гигантская проблема, а раз так, то роль религии в обществе уже недооценивается. Даже в советское время религиоведение было более развито, как ни парадоксально.

Похожие, но разные слова

- Как вы относитесь к мультикультурализму?

- Однозначно резко отрицательно. В английском есть два слова: «мультикультурализм» и «мультикультурность». В чем принципиальное различие? Мультикультурность констатирует фактор объективной действительности. Россия, например, формировалась как мультикультурная, я бы даже уточнил - многокультурная империя. В.В. Путин очень верно отметил: это преимущество России, а не недостаток. Русское дворянство в большинстве своем имело славянские, татарские и немецкие корни… А мультикультурализм - это уже идеология, которая насаждает мультикультурность. Та идеология, которая привела Европу к большим проблемам.

- Чем плоха такая идеология?

- Забота о стариках, отсутствие брачных договоров и другие обременения в глобальную экономику не вписываются, они ей мешают. Как можно решить проблему? Либо сломать традиционную культуру полностью, что трудно, либо перенести центр тяжести на рыночные ценности как объединяющие всех, вне зависимости от религии и национальности. Сделать это можно насадив мультикультурность, усилив миграционные потоки. А потом сказать: «Ребята, ваша традиционная культура - это ваше частное мнение, а нас объединяет глобальный рынок». Глобальный капитализм заинтересован в устранении роли государства и передаче управления людьми и экономикой на наднациональный уровень.

- На днях было объявлено, что в России готовится миграционная амнистия. Гастарбайтеры - уже часть социального пейзажа. На ваш взгляд, Россия и Челябинская область готовы к новой реальности?

- Это крайне сложная проблема для Москвы и мегаполисов. В старые времена миграционные потоки тоже создавали сложности, но они были временные. Люди все-таки жили устоявшимся укладом. И новая волна не сносила глыбу российской исторической культуры, приезжие приспосабливались, встраивались и в чем-то даже усиливали традиционный уклад. А сейчас традиционная культура ослаблена, нет уже той глыбы. Если не укреплять культурные традиции народов, которые здесь испокон проживали, если не включать в социальную жизнь страны и региона мигрантов, могут быть серьезные последствия. Думаю, сегодня мы во многом не готовы к такому потоку мигрантов. Но в свете программной статьи В.В. Путина по национальному вопросу, полагаю, в этой сфере вскоре будут приняты серьезные решения.

VK31226318