Ребенок ждет помощи
Более 500 человек обратились в прошлом году с жалобами к Маргарите Павловой, уполномоченному по правам ребенка в Челябинской области. Судя по благодарностям, людей не просто выслушали, но и помогли.
Как такое возможно, когда в штате всего два сотрудника?
Маргарита Николаевна считает, что иногда достаточно предать огласке историю человека, чтобы помощь пришла. А делать это она умеет, имея за плечами журналистское прошлое. У нее - свой сайт, помимо которого ведет еще и блог. Оттуда и черпают информацию региональные и центральные СМИ. Если бы совместно с ними она не нашла неравнодушных людей, то Юля Овчинникова из Аши так и не увидела бы Кремлевскую елку.
Девочку из многодетной малообеспеченной семьи наградили поездкой в Москву. Отличница, победитель олимпиад, участница конкурсов такой подарок заслужила по праву. Но у Юли не оказалось прививок. И ее путевку отдали другому ребенку. Санитарные врачи и министерство образования и науки области превысили свои полномочия. Однако, вопреки чиновничьим препонам, семья Овчинниковых - бабушка, мама и трое детей - все-таки провели новогодние каникулы в Москве. Дети побывали не только на Елке в Кремле, но и в Цирке на Цветном бульваре, в Лужниках, на елке в мэрии, погуляли по Красной площади, впервые покатались на метро. Из поездки вернулись счастливыми, уставшими от впечатлений, с кучей подарков и огромной благодарностью людям, которые помогли осуществить детскую мечту. Вот такая история! И она не единственная.
В начале прошлого лета к уполномоченному обратилась 13-летняя Ксения из Копейска. У девочки - сахарный диабет. И обычный лагерь для нее не подходит.
«Я понимаю, что, кроме мамы, мои иголки, тест-полоски, уколы, инсулин никому не нужны, и никто за меня отвечать не хочет, - писала Ксения. - Но ведь есть закон, по которому мне положено раз в год санаторно-курортное лечение вместе с мамой. Но его не выполняют. За все время нам дали путевку только три раза. А я хочу, как все ребята, летом купаться и загорать. Мама - учительница. Она не может приобрести две путевки за свой счет. Еще ведь и лекарства надо купить. Помогите нам, пожалуйста».
Маргарита Николаевна направила обращения министру здравоохранения области, начальнику управления социальной защиты администрации Копейска и министру социальных отношений региона. И вскоре девочка с мамой отправилась на отдых в Анапу в санаторий «Парус». Когда Настя вернулась домой, прислала новое сообщение: «Большое спасибо всем, кто помог мне в этом году отдохнуть на Черном море».
Всего в области 18 министерств и ведомств, занимающихся защитой прав ребенка. Но, по опыту Маргариты Павловой, достучаться до них порой нелегко. Помочь это сделать людям, наладить взаимодействие между ведомствами - особая миссия уполномоченного. «Он, как совесть, указывает на болевые точки», - говорит Маргарита Николаевна. А еще она сравнивает его с глашатаем и звонарем, что бьет в колокола.
История семьи Кошелевых была растиражирована многими СМИ. После того, как отца и мать лишили родительских прав, бабушка забрала к себе всех внуков. Шестеро детей спали на одном диване. Другого места не было. Жили в страшной тесноте. Благодаря огласке этой истории нашелся меценат. Он купил семье Кошелевых трехкомнатную квартиру. И у каждого из детей появилось отдельное спальное место. Семья сейчас вместе. «А ведь могли пойти по легкому пути, забрать у бабушки внуков, определить их в детский дом», - говорит Маргарита Николаевна. Она - противница легких решений. Не дает ответов, по ее мнению, и ЧП, случившееся в Сатке. Там 28-летнюю женщину осудили за продажу своего ребенка.
- Я не сомневаюсь в профессионализме судей, - говорит Маргарита Николаевна. - Но они могли и не располагать всей информацией.
М. Павлова пообщалась с осужденной в следственном изоляторе № 4 Златоуста. Женщина рассказала, что лежала с ребенком в больнице, когда к ней пришли посетители. Они предложили отдать им малыша на воспитание. Дали час подумать, а потом вернулись. Горе-мать согласилась, поскольку осталась без жилья и без работы. Ее с малышом пригласили в машину. Там дали денег со словами: «Это тебе на жилье и на устройство». И подвезли... к сотрудникам полиции. «Покупатели», как выяснилось, были из их числа.
- Если провокация имела место, то от кого появилось заявление о совершении преступления? - недоумевает Маргарита Николаевна. - И почему правоохранительные органы не сообщили о семье, находящейся в группе риска, в органы опеки? Ведь тогда бы они предотвратили преступление и сохранили семью. Но вместо этого в рамках операции «закупа» повесили двух иждивенцев на плечи государства. А содержатся дома ребенка и тюрьмы, как известно, за счет налогоплательщиков.
В чем, по мнению Маргариты Павловой, сегодня дети нуждаются в первую очередь?
- В семье. Каждый ребенок вправе ее иметь, - говорит она. - Он не должен расти в детском доме.
Как-то раз в социальной гостинице она услышала песню, которую пели выпускники детского дома. Смысл ее был такой. Взрослые о нас, конечно, заботятся, но они не понимают, что нам нужно в первую очередь. Все ребята из детского дома мечтают о родителях, их тепле и нежности.
- Ребенка можно завалить подарками, принести ему красной икры и шоколада, свозить на море, но он не будет счастлив, - говорит Маргарита Павлова. Сегодня она много делает, чтобы помочь каждому ребенку обрести семью. Готовит кинофестиваль, надеясь, что люди откликнутся. По статистике, на одного сироту приходится тысяча взрослых.
- Неужели среди них не найдется двух людей, готовых стать ребенку приемными родителями?! - говорит Маргарита Николаевна. Она считает, что с детьми-сиротами связано много мифов и стереотипов. Сами специалисты, которые работают с ними, часто отговаривают потенциальных родителей. Зачем, мол, вам это надо? Они себя еще покажут. Но Маргарита Николаевна убеждена: теплом и любовью можно исправить судьбу ребенка. В прошлом году она много ездила по регионам и увидела опыт, который можно перенять. Например, в Башкирии создан замечательный кризисный центр для поддержки приемных семей. В нем около 100 сотрудников, с которыми можно обсудить любую проблему, пройти учебу и тренинги. А в Кургане, не самом богатом регионе, за усыновленного ребенка семья получит за весь период воспитания 800 тысяч рублей. На Кубани же детей-сирот нет вообще. Там считают, что взять ребенка в семью - это не героический и не постыдный поступок, а норма.
А еще Маргарита Павлова хотела бы поломать стереотипы в отношении детей-инвалидов. Не надо, по ее мнению, их отделять от других, представлять забитыми и несчастными. Многие растут в полных семьях, живут достойно и полноценно. В том числе и в семье самой Маргариты Павловой. Ее дочь Вика - особый ребенок. Что стало с личной проблемой Маргариты Николаевны после того, как она погрузилась в море человеческого неблагополучия?
- Я научилась с ней жить, не бороться, а принимать ситуацию такой, какая есть, - говорит Маргарита Павлова. - Мой ребенок открыл мне дверь в другой мир. Поэтому я и здесь, благодаря дочери.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве