ЖКХ - могильщик демократии?

ЖКХ - могильщик демократии?

В поселке Береговой Каслинского района законы о реформе коммуналки и местном самоуправлении привели к коллапсу.

На стене кабинета главы поселения Владимира Числова висит мини-плакатик с изречением Петра Столыпина: «В России любят затевать реформы только потому, что так легче скрывать неумение править». А в коридоре - стенд «Они нарушают правила благоустройства Берегового сельского поселения». Далее следуют фотографии с названиями улиц: Советская, Бажова, Суворова, Солнечная...

Коряга под водой

Заканчивается своеобразная доска позора подписью с грозным предупреждением о привлечении к административной ответственности жителей, захламляющих территорию поселка дровами, сеном, старыми автомашинами, бытовым мусором.

- Только почему не указаны ни номера домов, ни фамилии тех, кто свинячит? - поинтересовались мы у главы поселения.

- А нельзя! - живо откликнулся Владимир Павлович. - Тут же отреагирует прокуратура. Оказывается, упоминание конкретных лиц - нарушение их гражданских прав.

Мы не стали развивать мысль о том, что понятие «гражданин» подразумевает и ответственность человека за состояние места его обитания.

- А какова тогда роль власти и непосредственно главы в поддержании жизнедеятельности поселка? Ведь вы на выборы шли с должности начальника сельского ЖКХ. То есть проблемы коммуналки вам были хорошо знакомы.

- Когда вы вступаете в воду, то знаете, что там есть брод. Но не подозреваете о коряге под ногами или яме, в которую и проваливаетесь с головой. Я 10 лет назад руководил ЖКХ. С тех пор проблемы не решились ни на йоту.

Реформирование коммуналки началось в 1996 году. Именно тогда создали первые сельские жэки, передав им все функции, которые ранее брал на себя совхоз «Береговой». Вместе с аналогичными хозяйствами в Кулуево и Бурино он входил в состав подсобных хозяйств Средмаша - закрытых городов Снежинска и Озерска. Можно себе представить, какие средства и современнейшие технологии туда закачивались!

Долги больше бюджета

Кстати, в 50-х годах прошлого века на место будущего поселка Береговой перевели лагерь из Нижней Туры. Заключенных использовали на строительстве ядерных объектов. Затем на базе того же лагеря создали подсобное хозяйство Снежинска. В совхозе в лучшие времена работало 1200 человек. Тогдашняя численность населения Берегового с окрестными деревнями составляла 2500 человек. Почитай, все были при деле. Сегодня же в хозяйстве трудится порядка 500 человек. Остальные вынуждены заниматься частным предпринимательством или выезжать в соседние Озерск, Снежинск, а то и в Челябинск или Екатеринбург.

- По новому закону о местном самоуправлении на сельскую власть возложено все бремя забот о коммунальном хозяйстве поселка. Реформаторы напутствовали: «Ребята, вы квартиры купили-приватизировали, вот теперь и рассчитывайтесь!»

Вот только рассчитаться жители Берегового не в состоянии. Да-да, вы догадались. Речь идет про общую боль - газ! Вернее, о расчетах за него. Нет такой территории в области, которая бы не была должна нашему монополисту - Газпрому. Не обошла эта «благость» и Береговой.

- Наш долг, - со вздохом произнес Числов, - 8 миллионов рублей. А годовой бюджет поселка - всего 4 миллиона. Выходит, мы задолжали два бюджета. Основной должник - котельная и жители. Расплачиваться нечем.

На сегодня Береговой от газа отключен. Спасибо хоть есть холодная вода для двухэтажных домов. Частники спасаются электричеством.

Теперь что касается электричества. Его, дешевого и с избытком, а не сегодняшнего - ограниченного и высоко-тарифного, могло быть в достатке еще лет 20 назад. Но тогда...

- Вы знаете, почему население проголосовало против строительства Южно-Уральской атомной станции? - спросил у нас Числов. - Да по одной причине: из-за отсутствия социальных гарантий для проживающих в 30-50-километровой зоне. Простой пример: в Озерске и Снежинске «уральские» составляют 30 процентов, а у нас, как везде, 15. Если хотя бы по этому показателю нас уравняли с ЗАТО, реакция людей была бы совершенно иной. И тогда, глядишь, Береговое поселение и поныне бы процветало. И не покидали бы люди родных мест в поисках лучшей жизни. И не вымирали бы когда-то благодатные деревни вроде Кульмяково.

Кому на руку эта ситуация, так это обеспеченным жителям соседних мегаполисов. Особенно усердствуют екатеринбуржцы, скупающие по дешевке дома под дачи в приозерных деревнях типа Пороховое, о которой мы расскажем в отдельной публикации.

На этом фоне местная власть смотрится птицей без крыльев.

- А что я могу поделать? - разводит руками Владимир Павлович. - Нас поставили в такие условия, когда решение всех социальных проблем возложено на глав. А бюджет-то, повторюсь, дотационный. Своих средств, получаемых от налогов на землю и имущество, всего 1 миллион 300 тысяч. А долг по газу - 8 миллионов, в прошлом - 6, в позапрошлом - 5. Чувствуете тенденцию!? Проблема местного самоуправления - эта та коряга, о которой я говорил. Ко мне приходят с претензиями мои избиратели, односельчане, а я бессилен, абсолютно бессилен.

Главы пожаловались

Поясним, что речь идет не о дееспособности того или иного главы. Причина административного бессилия кроется в законе о местном самоуправлении № 135. Именно он с 2005 года возложил всю ответственность за жизнеобеспечение сельских поселений на их глав. При этом абсолютно не принимался во внимание тот факт, что абсолютное большинство из них является дотационным, а следовательно, средств на нормальную жизнь не имеет.

- Ситуацию можно сравнить с необитаемым островом, где есть только пальмы и глава, - горько иронизирует наш собеседник. - Никакой помощи ниоткуда. Я так скажу: ЖКХ - это игрушка в руках любых политических лидеров. А что происходит на местах, их не волнует. Между тем ЖКХ - это жизнеобеспечение поселков. О каком обеспечении жизни может идти речь, если я не могу даже разгрузить переполненную свалку? Приходится идти на поклон к руководству совхоза и брать у него бульдозер за 10 тысяч рублей. А в бюджете под это заложены буквально копейки.

Вот и получается, что ЖКХ - могильщик демократии. У людей пропадает вера в новую власть. Как и наш собеседник, они начинают сравнивать ее с прошлой. И сравнение это отнюдь не в пользу нынешней. А если, как утверждают политики, возврат к прошлому невозможен, то что делать?

На сайте mediazavod.ru было опубликовано обращение глав муниципальных поселений Каслинского района. Они рассказали о критическом положении в сельском коммунальном хозяйстве и высказали надежду на то, что последняя точка в откровенно пробуксовывающем законе о местном самоуправлении еще не поставлена. У федеральной власти есть возможность реабилитировать демократию хотя бы на уровне коммуналки.

Береговое - сельское поселение в Каслинском районе. Административный центр - поселок Береговой. Поселение включает в себя три деревни: Зырянкуль, Кульмяково, Мал. Канзафарово и село Пороховое. В начале реформы ЖКХ в 1996 году Береговой насчитывал 2565 жителей, Канзафарово - 262, Пороховое - 125, Зырянкуль - 41, Кульмяково - 14. Теперь же во всем Береговском поселении проживает всего 2500 человек, а в Кульмяково остались две семьи. Разумеется, ни в одной деревне нет работы. Выживают пенсиями и подсобным хозяйством.

Геннадий Ярцев, Виктор Рискин, Каслинский район

VK31226318