В Госдуме готовится законопроект, запрещающий чиновникам отправлять своих детей на учебу за границу
Исключение будет сделано лишь для обладателей государственных грантов. Как относится педагогическое сообщество к такому шагу? Что изменится после того, когда запрет станет реальностью? Об этом беседуем с участниками «Внеклассного часа».
- А зачем чиновникам отправлять детей за границу, если они могут и здесь, у себя дома, выбрать самую лучшую школу?! - вступает в разговор Наталья Кошелева, педагог и мать двоих детей.
По словам Натальи Александровны, ее старшую дочь не приняли в престижный лицей Челябинска по итогам тестирования. А вот сына высокопоставленного чиновника зачислили без тестирования и тогда, когда прием был уже закончен. Такие примеры, по ее убеждению, могут припомнить многие.
Привилегии при выборе школы у чиновников, конечно, существуют, по мнению Владимира Помыкалова, директора института «Робис». Школа - государственное учреждение. Поэтому директор и чиновник работают в одной системе. И чем выше сан чиновника, тем меньше у директора возможности ему отказать.
Но такие привилегии - не общее правило для всех, считает Вадим Кеспиков, директор Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования. Обе его дочери, например, учились в обычной муниципальной школе Тракторозаводского района. Теперь у обеих - по два высших образования. И получили они его, не уезжая из Челябинска.
- Я мог бы учить дочерей в самых лучших школах Челябинска и даже Москвы, где живут наши родственники, но даже мысли такой не возникало, - признается Вадим Николаевич.
Жизнь богаче любых правил. Вадим Кеспиков вспомнил российскую семью, живущую во Франции. В этом году эти люди вынуждены были прервать контракт и вернуться в Россию, поскольку их дочь выразила желание получить образование в МГУ. Девушка хотела бы заниматься искусством Древней Руси. И поэтому поступила на исторический факультет. Но этот пример, по мнению участников «Внеклассного часа», исключение из правил. В массовом порядке молодые люди из-за рубежа не едут учиться в Россию.
- Как относятся педагоги к такой форме воздействия на чиновников, как запрет?
- Запрет - это слабость, - считает Александр Попов, директор челябинского физико-математического лицея № 31. - Ведь именно на связях с другими странами развиваются образование и государство.
- Петр I, наоборот, отправлял за границу на учебу детей бояр, - говорит он. - И поднял Россию, сделал ее независимой, сильной.
Но ведь сегодня, в отличие от эпохи Петра I, молодые люди, уехавшие из России, домой не возвращаются.
Все в руках государства, считает Александр Попов. Оно может сделать так, чтобы возвращались.
Не одобряет систему запретов и Вадим Кеспиков. Ведь как только появляется препятствие, люди начинают искать обходные пути. И в этом наш народ поднаторел.
- Печально, что запреты становятся единственным способом общения государства с народом, - говорит Владимир Помыкалов. - Не ими нужно людьми руководить.
Но чиновникам запреты положены, считает Владимир Владимирович. Они живут за счет общества. И не должны об этом забывать.
- Мне с детства вдолбили: то, что делают другие мальчики, тебе нельзя, говорил отец. Он у меня был достаточно крупным начальником, - вспоминает Владимир Помыкалов.
Есть еще одна причина, из-за которой он готов поддержать идею нового законопроекта. Образование в России переживает не лучшие времена. И это звонок, что чиновники плохо работают. Ведь они сами создают систему, которая заводит образование в тупик. Но вместо того, чтобы искать пути выхода из него, решают свою личную проблему. Не можешь сделать образование качественным, уходи в отставку.
- Когда ситуация в образовании станет благополучной и не мы, а они поедут из-за рубежа к нам учиться, тогда запрет и можно отменить, - говорит Владимир Помыкалов.
Запретами нельзя сегодня никому помешать в учебе, считает Наталья Кошелева. Ведь с приходом новых компьютерных технологий учиться можно в любой точке мира, не выходя из дома, сидя за компьютером.
- Как повлияет на ребенка переезд из одной страны в другую? С какого возраста можно отрывать его от семьи и обычной среды?
Это можно делать только после 9-го класса, считает Вадим Кеспиков. В подростковый период все должно быть под контролем родителей. Недавно его знакомый, сын которого учится в Америке, признался, что там не меньше проблем с наркотиками и алкоголем, чем у нас. Вот когда ребенок сможет устоять перед этим, тогда и время его отпускать, по мнению Вадима Николаевича.
Не стал бы устанавливать возрастной ценз Владимир Помыкалов.
- Раньше в суворовские училища брали после 4-го класса, - вспоминает он. - А сирот и вовсе с дошкольного возраста. Потом стали принимать детей после 8-го класса. И получилось плохо: началась дедовщина.
В закрытых учебных заведениях, по его словам, много и плюсов, и минусов. Главное преимущество: ребенок огражден от дикого влияния улицы в нежном возрасте. Но если там нет сильного педагога, то может быть все что угодно. И не только в закрытых пансионах за рубежом.
- Знаю это по нашим хореографическим училищам. Порядки там царили, как в армии, - говорит Владимир Помыкалов. - Маленьких девочек били по ночам, они стирали старшим девочкам белье, бегали, как посыльные, в магазины и т.п.
В закрытых пансионах и училищах должен быть педагог самой высокой квалификации, по его убеждению. Вот тогда не страшно отпускать ребенка на учебу в любом возрасте.
- Что будет после того, как закон о запрете для чиновников вступит в силу? Возьмутся ли они за создание хороших школ и эффективной системы образования?
Прогнозы участников «Внеклассного часа» нельзя назвать оптимистичными. Они считают, что все дети, которых хотят их высокопоставленные отцы отправить на учебу за границу, станут грантополучателями. И если сегодня таких детей родители учат за свой счет, то после вступления в силу нового закона это будет делаться за счет государства.
Поэтому чиновникам станет даже лучше. И детей они отправляют за границу не за знаниями, как считает Вадим Кеспиков. Их можно получить и здесь, у себя дома. Родителям важен круг общения, расширение горизонтов.
Словом, ничего особенного не произойдет. Новый закон, по мнению участников «Внеклассного часа», - популистская мера, на потребу обывательскому сознанию. Мол, чиновник, он такой же, как все, и не может иметь преимуществ.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве