Станут ли Екатеринбург и Челябинск одной агломерацией?
Депутат Законодательного Собрания Челябинской области Константин Захаров пытается дать новый импульс идее объединения потенциалов Среднего и Южного Урала.
Минувшей весной Константин Захаров встряхнул медиа-сообщество предложением ввести в стране страхование детей на случай возможного развода их родителей. Эту мысль бурно обсуждали в Интеренте и в СМИ, но в итоге собранное в Челябинске «гражданское жюри» ноу-хау забраковало.
И вот очередная инициатива от заместителя председателя комитета ЗСО по экономике. На этот раз Константин Захаров предложил вспомнить хорошо забытое старое. Действительно, до недавнего времени промышленность, природные богатства и население всего Урала рассматривалось как единое целое. Достаточно упомянуть, что в XVII веке Южный Урал территориально относился к Екатеринбургской провинции Пермского наместничества, а в 20-е годы прошлого столетия входил в состав Уральской области с центром в Екатеринбурге.
Нет, депутат не призывает вернуться под «скипетр» нашего северного соседа. Захаров считает, что в обоих регионах именно сейчас назревают экономические, политические и демографические условия для рывка в «светлое завтра». Речь идет о так называемой агломерации Екатеринбург - Челябинск.
Константин Юрьевич, почему об этом вы заговорили именно сейчас?
На самом деле идея более тесного сотрудничества двух уральских городов-миллионников не нова. Но я считаю, что сегодня настало время вдохнуть в нее новую жизнь. Предпосылок для этого несколько, но главная в том, что мир входит в череду кризисов. Россия - не исключение. Два огромных города, между которыми всего 180 километров, стоящих на транспортном перекрестке Европы и Азии, имеют прекрасные шансы стать местом притяжения высокопрофессиональных, интеллектуальных кадров, которые могут в лучшую сторону изменить демографический ландшафт всего Уральского региона.
Как вы себе это представляете?
Если завершить строительство участка трассы М5, соединяющего столицы двух регионов, довести дорогу до уровня современного автобана, если пустить между Челябинском и Екатеринбургом высокоскоростные поезда, то проблема расстояния вообще не будет иметь значения. И люди начнут активно заселять территории вдоль этой дороги. Жить на природе в окружении лесов и озер и за 20-30 минут добираться до рабочего места в городе - перспектива, согласитесь, привлекательная.
Да, но между Челябинском и Екатеринбургом существует радиоактивный след от взрыва на ПО «Маяк».
Не стоит преувеличивать эту проблему. Границы следа достаточно локальны. Да никто и не призывает селиться именно там.
Челябинская область уступает Среднему Уралу в экономическом развитии. Выходит, создание агломерации больше выгодно нам?
Оно выгодно всем. Не случайно в прошлом году на одном из форумов эту идею поднимал заместитель мэра Екатеринбурга. Город практически исчерпал свои водные ресурсы, требуется переброска воды из нашего региона. А колоссальный рекреационный потенциал Южного Урала? Каждые выходные на наши озера устремляются тысячи жителей Свердловской области. Сложение сил должно пройти по формуле 1+1=3.
В каждом регионе давно сложилась собственная политическая и экономическая элита. Вряд ли она будет заинтересована в новом дележе «пирога».
Если начать с перераспределения административных полномочий, то это верный путь к угроблению идеи. Но дело не в том, кто будет «главным» в агломерации. И не о том речь, чтобы немедленно кинуть миллиарды на осуществление проекта. Нужно перестать мыслить лишь экономическими категориями. Идея агломерации - больше социальная, направленная на создание комфортных условий для жителей двух соседних регионов.