В Челябинкой области есть свои "кубинцы"
В столице Южного Урала живут ветераны, служившие в сверхсекретном подразделении на Кубе.
Ровно полвека назад мир впервые подошел к черте, за которой маячила самая настоящая ядерная война. На осень 1962 года пришлась самая сложная фаза противостояния двух супердержав - СССР и США, получившая название Карибского кризиса.
На встречу ветеранов, совпавшую с Днем танкиста, бывший механик бронемашины Юрий Шелехов взял отнюдь не танковый шлем. На церемонии возложения цветов к Вечному огню он был в диковинной фуражке песочно-защитного цвета с орлом на тулье.
- Это фуражка офицера кубинской армии, - улыбается экс-танкист. - Доставали их всеми правдами и неправдами, для дембеля это был лучший сувенир.
Полтора года Юрий прослужил в составе сверхсекретного подразделения - Группы советских войск на Кубе. Адская жара, влажный тропический климат, плохая вода - вот лишь некоторые факторы, с которыми пришлось столкнуться российским парням на Острове свободы. Чтобы присутствие советских войск не бросалось в глаза шпионам и рядовым кубинцам, наши офицеры и солдаты носили гражданскую одежду.
Все началось весной 1962 года, когда лидер Советского Союза Никита Хрущев принял решение разместить на Кубе стратегические ракеты. Как заявлялось - для защиты Кубы от американского вторжения. «Анадырь» - так назвали эту операцию. Все лето продолжалась тайная переброска в район Карибского моря техники, оружия и личного состава. К осени 62-го на Кубе уже находились 43-тысячная группировка, в сентябре на боевое дежурство заступил первый полк ракет средней дальности.
В ответ взбешенные американцы объявили о блокаде Кубы и начали готовить армию вторжения - четверть миллиона человек. Командование войск США назвало даже конкретную дату штурма - 30 октября. Всем политикам стало ясно, что мир встал на грань третьей мировой войны. На этот раз - ядерной. Однако путем интенсивных переговоров конфликт удалось урегулировать. Советский Союз согласился убрать ракеты в обмен на гарантии неприкосновенности Острова свободы.
Тем не менее, до 90-х годов на кубинской территории размещалась российская военная база. Через горнило трудной, но очень почетной службы прошли тысячи молодых уральцев, называющих себя воинами-интернационалистами. Около сотни из них (многие с семьями) на днях собрались в Челябинске, чтобы найти однополчан, под звуки популярной некогда песни «Куба далеко, Куба рядом» вспомнить годы нелегкой службы, возложить цветы к Вечному огню и монументу танкистам-добровольцам. На сентябрьском ветру развевались кубинские флаги, на куртках у многих «кубинцев» блестели награды. Представителями губернатора и челябинской мэрии было сказано немало слов о самоотверженности советских солдат, о беспрецедентности военной операции полувековой давности. А еще - о том, каких усилий стоило тогда спасти планету от сползания в термоядерную пучину. Интересное совпадение: митинг «кубинцев» проходил буквально в сотне метров от торгово-развлекательного комплекса «Куба».
А член областного совета ветеранов Владимир Груздев, подойдя к микрофону, затронул тему патриотизма.
- Сразу скажу, на Кубе мне служить не довелось, - обратился он к присутствующим. - Но зато я хорошо помню волну патриотизма, охватившую нас в 62-м году. Я тогда заканчивал ракетное училище, и весь наш выпускной курс, как один, узнав о сложной ситуации на Кубе, написал заявление с просьбой отправить нас служить в «горячую точку» и защитить Остров свободы.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве