В ближайшее воскресенье президент России Владимир Путин отметит свой юбилей
В ближайшее воскресенье президент России Владимир Путин отметит свой юбилей. Первому лицу государства исполняется 60 лет.
Какой же юбилей без подарков? Фантазия противников и апологетов Владимира Владимировича безгранична: администрация Санкт-Петербурга готовит к заветному дню грандиозный симфонический концерт, челябинские «молодогвардейцы» планируют установить 7 октября на Кировке двухметровую поздравительную открытку, а оппозиционеры в своих блогах призывает дарить юбиляру лейки, теплые тапочки, тросточки и футляры для очков. Намек понятен: ВВП подошел к пенсионной черте. Но, судя по всему, Путин об отдыхе даже не задумывается. Впереди долгий путь - срок его третьих президентских полномочий заканчивается в 2018 году.
Имя Владимира Путина не сходит с главных листов политических протоколов без малого 13 лет - срок для политика солидный. Это, конечно, меньше, чем у Сталина и Брежнева, зато больше, чем у Буша, Саркози и Гельмута Коля. Кто мог такое предсказать в далеком уже 1999-м?
Вспоминаю эволюцию своих впечатлений от нового руководителя России. На фоне хоть и полуразрушенного недугами, но еще внешне могучего Бориса Ельцина Путин смотрелся не очень выгодно. Невысокий, с рано наметившейся лысинкой, вечно прячущий глаза - тогдашний премьер воспринимался очередным временщиком. «Типичный гэбэшный функционер» - подбрасывал внутренний голос (думаю, не только мой) стереотипное определение. Но вот какая штука: спустя всего несколько месяцев, после завершения второй чеченской кампании, этот «функционер» превратился едва ли не в отца нации. Верно говорили древние: ничто так не укрепляет авторитет государя, как маленькая победоносная война. Никто потом уже не обращал внимания на маленький рост нового президента, на его неброскую внешность. Зато все наперебой цитировали знаменитое «мочить в сортирах» и вспоминали, как Путин в комбинезоне и шлеме легко выпрыгивал в Моздоке из кабины боевого истребителя.
В феврале 2000 года я был в командировке в Чечне. В разговорах с военными тогда часто звучало: «Ну, наконец-то к власти пришел настоящий государственник». Портреты полковника Путина (правда, в гражданском облачении) быстро появились в кабинетах армейских начальников. С надеждой в глазах произносили эту фамилию не только генералы, но и немногочисленные обитатели еще дымившихся руин Грозного.
Через полтора года я получил редакционное задание написать очерк о Путине. Не о президенте, конечно, а о простом южноуральце, однофамильце кремлевского политика. Повод был весомый - 50-летие ВВП. Полного тезку главы государства найти не удалось, зато адресный стол подсказал координаты пенсионера Николая Петровича Путина. Он оказался радушным хозяином, напоил корреспондента чаем, угостил яблоками с собственного садового участка.
- Как вам живется со столь громкой фамилией? - не без иронии спросил я обитателя стандартной хрущевской «двушки».
- А знаете, очень даже хорошо! - оживился Николай Петрович. - Куда мы с женой не придем, только назовем свою фамилию - все сразу улыбаются.
Какие смыслы были скрыты в этих улыбках? Не радость ли от того, что у страны появился пусть и жесткий, но молодой и энергичный хозяин? Хозяин, который положит конец экономическому и политическому безвременью 90-х.
И Путин продолжал приятно удивлять. Он скреплял расшатавшуюся державу стальными скобами полпредств, шпарил на международных переговорах на чистом немецком. Он досрочно расплачивался с Западом по ельцинским кредитам и рубил голову гидре опостылевшей всем «семибанкирщины». А попутно - лихо катился на лыжах с абзаковской горы, через бедро швырял на татами спарринг-партнеров. Что это, если не воплощение вековых народных чаяний россиян о суровом, но сильном и справедливом национальном лидере?
Что стало с Путиным спустя десять лет? Куда делась та безграничная народная любовь? Почему на площади больших городов стали выходить тысячи людей с плакатами «ВВП - в отставку!»? Что они вменяют в вину бывшему кумиру - эти тысячи с Болотной и с проспекта Сахарова?
Ответ я нашел в недавно прочитанной книге «Неизвестный Михаил Ульянов». Дневниковые записи великого актера, которые он вел, начиная с 17-летнего возраста, похлеще иных шекспировских пьес раскрывают непреодолимую силу наркотика с названием «власть». Вот начало 60-х. Молодой, но уже популярный Ульянов ведет борьбу с рутинным руководством театра имени Вахтангова. Он не приемлет консерватизма главрежа, его стремления подмять под себя власть в театре, его боязни дать дорогу молодым. А вот уже середина 90-х. Больной, почти парализованный руководитель этого же театра Ульянов на страницах своего дневника советуется с самим собой: как еще хотя бы с полгода продержаться на этой должности? Как противостоять «заговору» молодых актеров, обвиняющих его в косности? Как после отставки жить без привилегий?
Видимо, так уж устроено в этой жизни: вкусивший большой власти человек никогда уже не сможет добровольно отказаться от нее.
В мае 2005 года нам с фотокорреспондентом Игорем Логуновым довелось побывать в знаменитом Аркаиме. Приехали мы туда не с бухты-барахты, а по звонку редактора: накануне в музее-заповеднике побывал Владимир Путин. Нужно подготовить статью: что осматривал президент, с кем общался, что говорил?
Полдня мы честно выполняли задание. Расспрашивали, высматривали, фотографировали. А закончили - катастрофой. Рассеянный Игорь нечаянно наступил на след путинского ботинка на песке. Этот отпечаток сотрудники специально огородили прутиками, превратив в еще один аркаимовский «артефакт». Но не уберегли.
Со следом, который Владимир Путин оставил (и еще оставит) в истории нашей страны такого не случится. Думается, он надолго - этот след.
Александр ПОДОПРИГОРА, политолог, аналитик (Челябинск):
- Знаете, на мой взгляд, факт личной биографии политика (пусть даже такой значимый, как юбилей) - совсем не повод подводить итоги его карьеры. Вехи политической и личной жизни у крупных общественных деятелей редко совпадают. Весной этого года Путин сделал выбор в пользу своего дальнейшего участия в политическом процессе. Поэтому если и можно будет делать какие-то выводы, то только ближе к концу его очередного президентского срока. И вот тут-то возникает большой вопрос: какими будут эти выводы? Со знаком плюс или со знаком минус? Четыре года назад Владимир Владимирович имел шанс завершить свою политическую карьеру на мажорной ноте. А что будет через несколько лет, когда истощатся ресурсы, на которых основывалась так называемая «путинская стабильность»? Давайте воспользуемся юбилеем Владимира Путина, чтобы задуматься над этим.
Валентин РОМАНОВ, председатель Общественной палаты Магнитогорска, почетный гражданин Челябинской области:
- Путину очень нелегко. В условиях, когда миром правит золотой телец, первый руководитель государства всегда находится между молотом и наковальней. И нужно отдать должное президенту: всеми доступными средствами он пытается цивилизовать дикий российский капитализм. Не могу не сказать об особом отношении к Владимиру Владимировичу в Магнитке. Путин сделал для города и для комбината очень много, за что ему от магнитогорцев низкий поклон.
Владимир ПОМЫКАЛОВ, экономист, философ, политолог (Челябинск):
- Не стану скрывать своего негативного отношения к имениннику и тезке. Не считаю его политиком, потому что политик это тот, кто пришел к власти через цивилизованные выборы. Путина, как мы знаем, 13 лет назад «назначили» президентом. Политик - это всегда публичный человек. А что мы с вами слышали о личной жизни Путина? О его доходах? Ничего - он абсолютно закрыт. Путин - это высокопоставленный чиновник, который управляет страной через безумно разросшуюся армию бюрократов, которые на местах постепенно вытесняют из сферы управления компетентных людей. А власть без компетенции всегда ведет к произволу. Создается парадоксальная ситуация: чиновников у нас много, властных полномочий у них полно, а управляемость происходящими в стране процессами все хуже и хуже. Вот и приходится главному чиновнику страны Путину руководить Россией в режиме «ручного управления».
Виталий ИВАНОВ, политолог, профессор (Челябинск):
- Как известно, политика - это искусство возможного. С этой точки зрения Владимиром Путиным за относительно короткий срок сделано очень многое. Им, по сути, создано современное российское государство, при Ельцине частично лишенное суверенитета и пребывавшее в аморфном состоянии. На федеральном уровне им восстановлено централизованное управление страной, в России появилось единое правовое поле. Да, порой приходилось действовать жестко - как, например, в Чечне. Возьмем российскую экономику. Путину она досталась с огромным дефицитом, с умирающим военно-промышленным комплексом. Создание госкорпораций позволило поднять те отрасли, которые обеспечивают национальную безопасность, и сегодня Российская Федерация становится влиятельным геополитическим игроком. Мы относительно безболезненно пережили глобальный кризис и перешли к долгосрочному планированию развития своей экономики. В социальной сфере тоже произошли важные перемены: власть наконец-то озаботилась демографической ситуацией, пенсии регулярно индексируются... Обратите внимание: именно Путин сумел найти компромисс в болезненном вопросе государственной символики - гимн на старую мелодию, но с новыми словами. Безусловно, в ближайшее время президенту придется столкнуться с рядом проблем. Главные из них - бедность населения, монополизм в экономике и коррупция как побочное явление жесткой централизации власти.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве