Прокуратура Южного Урала официально предупредила уполномоченного по правам человека

Прокуратура Южного Урала официально предупредила уполномоченного по правам человека

Прокуратура области объявила Уполномоченному по правам человека в Челябинской области Алексею Севастьянову официальное предостережение о недопустимости нарушения законодательства и вмешательства в деятельность судов.

Как сообщает пресс-служба прокуратуры области, в 2010-2012 годах Алексей Севастьянов неоднократно направлял в Челябинский областной суд обращения о необходимости проведения проверок законности и обоснованности судебных постановлений, а также действий судей Челябинской области по конкретным гражданским и уголовным делам, требуя восстановить права граждан, являющихся участниками судопроизводства.

Деятельность Уполномоченного по правам человека дополняет существующее средства защиты прав и свобод человека и гражданина, но не отменяет и не влечет пересмотра компетенции каких-либо органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Согласно Конституции Российской Федерации, Федеральному Конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации», Закону Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Какое бы то ни было вмешательство в деятельность судов при отправлении ими правосудия недопустимо и влечет установленную законом ответственность. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Законность и обоснованность судебных постановлений, принятых по уголовным и гражданским делам может быть проверена исключительно в порядке, установленном федеральным законодательством. Уполномоченный по правам человека в Челябинской области не относится к лицам, наделенным в соответствии с Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальными кодексами Российской Федерации правом на апелляционное, кассационное и надзорное обжалование судебных решений.

Ни федеральным законодательством, ни Законом Челябинской области Уполномоченный по правам человека не наделен правом направления в судебные инстанции поручений о проверке обоснованности действий судей и законности вынесенных судебных постановлений.

Поскольку перечисленные действия свидетельствуют о попытке вмешательства лица в деятельность судов Челябинской области при отправлении ими правосудия, прокуратура объявила Уполномоченному по правам человека в Челябинской области Алексею Севастьянову официальное предостережение.

Сам Алексей Севастьянов тут же, как только заявление прокуратуры появилось в СМИ, отреагировал на предупреждение, разослав в СМИ ответ. Приводим его дословно

Мое отношение к предостережению прокурора области

Первое. Вынесение мне предостережения прокуратурой области возможно, но насколько это установлено федеральным законодательством? Так, согласно ст. 21 Федерального закона № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» должность, замещаемая мной, не указана в числе органов и должностных лиц, чья деятельность является предметом прокурорского надзора.

Второе. Для меня очевидно, что такого рода предостережения появляются под влиянием председателя Челябинского областного суда Вяткина Ф.М. Основанием для рассмотрения послужило обращение областного суда в адрес прокурора области, о чем заместитель председателя суда сделал публичное заявление для СМИ.

Третье. Для меня очень странно слышать, что я давал поручения областному суду. Просьбы, изложенные в моих обращениях, носили информационный характер, и не могут считаться поручениями.

Четвертое. Обжаловать данное предостережение я не намерен, так как оно носит рекомендательный характер, и я его оцениваю так, как если бы прокурор области Александр Петрович Войтович внес его, если можно так выразиться, с "отцовской заботой" в отношении меня, чтобы предупредить совершение мной ошибок в будущем. Я к этому так и отношусь.

Необходимо отметить, что органы прокуратуры являются нашими основными партнерами в деле защиты прав человека, и, надеюсь, что наше плодотворное сотрудничество будет продолжено. Один из последних примеров - это прецедент, связанный с полетами военных самолетов над городом Челябинском. Только совместными усилиями при поддержке общественных организаций мы смогли сдвинуть дело с мертвой точки!

Данное предостережение я учел и расцениваю его именно как предложение для продолжения своего взаимодействия с органами прокуратуры и суда (в том числе) в рамках поиска компромиссных действий и конструктивного решения возникающих проблем."

VK31226318