Продовольственная безопасность Южного Урала имеет ряд серьезных проблем
Решить их можно только совместными усилиями бизнеса и власти. А пока количество обращений в Роспотребнадзор растет. Гастарбайтеры из Китая продолжают посыпать грядки непонятным порошком. Предприимчивые поставщики выкладывают на прилавки сосиски без мяса. Многие сетевые магазины ставят барьеры для отечественной продукции.
Помидоры с дустом
Покупатели все чаще сталкиваются с проявлениями проблемы на рынках и в магазинах. Самый свежий пример - ощутимый недостаток молочной продукции.
- Удои уменьшились. Творог уже не отгружаем в школы и больницы, так как сырья нет, - рассказывает директор компании «Урал-Молоко» Вячеслав Штеркель.
- Зафиксированы случаи, когда на 100 килограммов продаваемой колбасы приходится 300 граммов специй. Это продукт очень жгучий и небезопасный для здоровья, - приводит другой пример преподаватель кафедры товароведения и экспертизы товаров Челябинского филиала Российского торгово-экономического университета Людмила Софина. - Улучшители вкуса и ароматизаторы не всегда указываются на обертке, а высокая цена не означает соответствующего качества.
- В одном из магазинов в мясном отделе появились сосиски по 56 рублей за килограмм. Они состоят исключительно из молочного белка и растительного сырья. Мяса в них нет вообще, - делится наблюдениями координатор проекта «Народный контроль» партии «Единая Россия» Вадим Воробей.
Среди других проявлений проблемы - продукция, которую выращивают китайцы в весенних теплицах на территории области. По словам генерального директора компании «Сады России» Владимира Степанова, для борьбы с сорняками и вредителями иностранцы применяют ДДТ (дихлордифенилтрихлор-метилметан - инсектицид), в просторечии - дуст. Как известно, использовать его в сельском хозяйстве запрещено еще с 60-х годов прошлого века. В США применение дуста стало причиной многочисленных случаев врожденного уродства.
Качество мяса птицы на фабриках региона за последние годы ухудшилось в четыре раза. За шесть месяцев этого года в сетевых магазинах Челябинска Роспотребнадзор забраковал 70 тонн продукции. За тот же период в ведомство поступило 1228 обращений граждан. 73 процента из них касались пищевых продуктов. В целом с 2007 года по 2011-й число обращений потребителей по качеству товаров возросло на 72 процента…
Как видно, проблема продовольственной безопасности имеет несколько граней. Среди них - дефицит продуктов питания, их цена и качество.
Чужая ягода слаще
В области дефицита пищевых продуктов нет. Но физическая доступность продовольствия обеспечена на минимальном уровне, считает кандидат экономических наук Юрий Дорошенко. Кризис кончился, но по-прежнему 10,5 процента населения региона живут с доходами ниже прожиточного минимума. Мясо на прилавках есть, но купить его они не могут. Для них говядина - дефицит, который приходится заменять, к примеру, теми самыми «сосисками» по 56 рублей за килограмм или чем-то еще.
Подмена одних продуктов другими приводит к тому, что в среднем житель области потребляет 131 килограмм картофеля в год при норме в 118 (данные доктора сельскохозяйственных наук Игоря Фрумина). Это плохо, считает И. Фрумин, так как полезные организму вещества и витамины заменяются «пустыми калориями». Отсюда проблема лишнего веса со всеми вытекающими последствиями…
Картофеля область производит больше, чем соседние регионы. Но овощей южноуральцам не хватает. Все предыдущие годы Южный Урал ввозил их по 55-60 тысяч тонн в год. До середины 2008 года (пока в регионе не было огромного количества китайских теплиц) первое место в импорте занимали томаты. Сегодня лидируют цветная капуста и сладкий перец.
Плохая доступность овощей - это высокие розничные цены на них, низкий уровень доступности продукта для потребителей. Ведь ценники формируются объемом предложения на рынке. В этом году он сократился еще сильнее «из-за засухи». По словам начальника управления пищевой, перерабатывающей промышленности, регулирования агропромышленного рынка областного минсельхоза Анатолия Малишевского, с полей собрано в три раза меньше зерновых, чем в 2011 году. Убрано 71,6 тысячи тонн картофеля против 118 тысяч тонн в 2011 году. Урожай капусты, моркови - 50-60 процентов от прошлого года.
Катастрофы, ценового коллапса и голода не происходит только потому, что засуха была не на всей территории России. Краснодарский край и Тюменская область убрали такие урожаи, что готовы поставлять нам овощи по восемь-девять рублей за килограмм. Кроме того, в области есть запасы зерна. Да и большинство овощей на прилавках магазинов - импорт из Турции, Голландии, Израиля.
Таким образом, рост цен на зерно наблюдается не кратный, а всего лишь с 4400 рублей за тонну до 8300. В числе причин роста исполнительный директор компании «Злак» Максим Филиппов называет препоны для вывоза зерна, которые чинят сотрудники зернохранилищ, нехватку специализированных транспортеров и другие «технические» проблемы. На розничную стоимость хлеба и муки также влияют аппетиты торговых сетей и сложности с решением спорных ситуаций через чиновников.
- Сети хотят иметь до 40 процентов доходности на продуктах питания первой группы, - рассказывает Максим Филиппов. - Они просят доходность или большие откаты. Когда подаем заявление на такие сети, им это становится известно, и продукцию вовсе выводят с прилавков.
По словам исполнительного директора ОАО «Южуралкондитер» Сергея Киселева, есть примеры, когда место выведенной южноуральской продукции занимают товары транснациональных гигантов. Они нередко содержат генномодифицированные компоненты, консерванты, улучшители, загустители...
- С такой политикой местный производитель не выживет, не будет развиваться, - полагает Сергей Киселев.
Картошку помыли?
Плата «за вход» и «тарифы за полку» - не единственные барьеры, которые мешают местным производителям поставлять продукцию во многие торговые сети. Дело в том, что «сетевики» привыкли работать с фасованным товаром. А сельскохозяйственных предприятий, которые приобрели линии фасовки, на Южном Урале очень мало.
- С поставщиками сельскохозяйственной продукции сети ведут себя похабно! - говорит директор предприятия «Митрофановское» Юрий Рыцлов. - У нас был опыт, когда свой картофель передали в одну из сетей. Через некоторое время они позвонили и сказали, что готовы вернуть нереализованный остаток. И каково было наше удивление, когда полученный обратно товар оказался картофелем другого сорта. Мы такой не выращиваем. Кроме того, они не умеют или не хотят хранить нашу продукцию по установленной технологии.
По словам Анатолия Малишевского, ситуацию необходимо менять, так как потребительские предпочтения южноуральцев тяготеют к местным продуктам. В «Ашане» и «Проспекте» это понимают. Но как быть с остальными?
Заставить сети работать более гибко вполне реально. Сергей Киселев приводит в пример Нижний Новгород. Там начали с того, что провели специальное совещание представителей власти, поставщиков и директоров сетей. После этого стороны подписали соглашение, которое содержит регламент отношений производителей и продавцов. И дела наладились.
- Мы сами породили этого паразита! Разрешили ковыряться ему в апельсинах! - считает заместитель начальника управления по торговле и услугам администрации Челябинска Валентин Барановский. - Региональный протекционизм есть и должен быть!
Но не все предприниматели считают, что проблему продовольственной безопасности можно решить исключительно методами государственного регулирования. Директор торгового дома «Южный» Владимир Оленин уверен, что в первую очередь бизнесмены должны модернизировать свое производство, равняясь на лучшие зарубежные образцы. Тогда и сети будут смотреть на их товары по-другому.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве