У власти сработал инстинкт самосохранения
Смена министра обороны, коррупционные скандалы с обысками в офисах государственных структур, а также возросшая активность реформаторов сферы образования оживили информационный пейзаж начала ноября. Происходящее укладывается в смысловую колею: у власти сработал инстинкт самосохранения.
Сразу по всем фронтам
Показательна концентрация резонансных действий и высказываний ответственных лиц на единицу времени. Раньше подобная цепь резких движений проявлялась в пределах локальной политической площадки. Например, против оппозиции: задержания демонстрантов, уголовные дела на их активистов, обыски. Но так как оппоненты режима даже в период зимне-весеннего подъема были не особенно сильны, все это выглядело дополнительной иллюстрацией к застою с реакционным привкусом. Своего рода, перестраховка: как бы чего не вышло.
Другой вариант типичной информационной бомбы - отстранение политического тяжеловеса: будь то московский мэр Лужков образца 2010 года или министр Кудрин - жертва рокировки-2011. Но полемика в элитах (с неизбежной победой самых высоких ее персон) говорила, скорее, о решении тактических задач, нежели о выборе стратегии. По крайней мере, уж точно не о готовности сразу ее воплощать.
Третий способ презентации себя обществу - масштабная реформа. Например, силовой структуры. Но акцент на переименовании милиции в полицию скрывал конкретику. Некоторые представители органов, конечно, нервничали из-за аттестации, но обывателю казалось, что дело в слове, а не в его содержании. Видимой разницы, судя по откликам, граждане не ожидали. Да, собственно, и не увидели. В рамки этой методы, помимо полицейской реформы, укладывалось все - от лозунга «Россия, вперед!» до идеи сколковских инновационных теплиц. Люди уже стали привыкать, что судьбоносные слова власти иногда веселят, иногда раздражают, но не греют и, слава богу, массово не бьют.
Все три способа укладывались в логику стабильности. И вдруг в течение буквально полутора недель мы наблюдаем экстренный характер слов и поступков руководства страны. Причем сразу на нескольких, не связанных между собой направлениях.
Отказ от стабильности
В решениях властей бросается в глаза определенный сумбур. Понятно, что министром обороны Анатолием Сердюковым давно недовольны многие. Соответственно, его отставка рассматривалась как дело времени. Но выбор в качестве его преемника Сергея Шойгу - явный экспромт. Наблюдатели уже отметили, что полгода в должности подмосковного губернатора - не самая лучшая школа для будущего главы военного ведомства. То есть еще полгода назад главного спасателя России С. Шойгу в качестве воеводы никто не рассматривал. Но когда проблемы в министерстве достигли концентрации, выяснилось, что менять А. Сердюкова не на кого. И это признак кадрового кризиса, повод для постановки вопроса о стратегических перспективах и устойчивости системы как таковой.
Но главное, что власть, бросая популярного министра в совершенно не прозрачную, мало мобильную, жестко корпоративную и больную сферу, всерьез рискует самым сильным кадровым козырем. Для россиянина важны не межклановые разборки внутри структуры и даже не контроль над дележом оборонных денег, а жизнь и здоровье сыновей, которых он отправляет в армию. Ожидания, что новый министр быстро сломает хребет дедовщине и сократит число солдатских смертей, слишком радужны.
Но именно это для людей вопрос не абстрактного благополучия, а смысла своего существования. И если А. Сердюкова люди воспринимали как человека от армии отдаленного, то имидж харизматичного генерала С. Шойгу будет намертво привязан к тому, что там происходит. И не только, подчеркнем, в сфере закупок. По сути, власть бросила в пекло последний свой кадровый резерв.
Другой пример послезастойной встряски - планы изменить сферу образования вообще и высшего в частности.
- Указ о его реформировании Владимир Путин подписал сразу после своей инаугурации, - напоминает один из наших экспертов. - Сразу после этого была сформирована концепция развития до 2020 года.
Казалось бы, сегодняшние шаги властей - производная от тех документов. Но тогда откуда такая непоследовательность?
Около месяца назад глава правительства Д. Медведев напомнил: от отстающих вузов будут избавляться. На прошлой неделе в СМИ появился даже список неэффективных. В ряде учебных заведений, помеченных красным (признак тревоги), сотрудники забеспокоились. В прошлую среду министр образования Д. Ливанов в эфире «Эха Москвы» умиротворял: попадание в рейтинг еще ничего не значит и это лишь предварительное исследование. Многое будет зависеть от комиссии экспертов, которым предстоит интерпретировать данные. Закрыть вузы в принципе невозможно, говорил министр, а некоторым, вероятно, на развитие еще и денег дадут. «Cтуденты не пострадают», - заявляют чиновники. То есть речь о конкретных вещах, невнятица в которых рождает стресс.
Тот факт, что реформа, касающаяся большинства граждан, начинается стремительно, без разъяснения нюансов, опять же говорит о стремлении властей события форсировать. - Элита поняла, что может упустить ключевые для страны сферы - оборону и образование, - поясняют наблюдатели. - Для их поддержки вливаются огромные деньги. Естественно, президент не хочет такие средства просто спускать в никуда.
Отсюда резкость, многовекторность и зачастую непоследовательность шагов. Судя по ним, можно подумать, что мы дошли до стадии, когда неправильный курс с возможностью его смены выглядит более приемлемым, чем правильный застой.
Тестирование минздравом
Политический застой - распространенная характеристика большей части президентства Д. Медведева и первых месяцев нового правления В. Путина. Напрашиваются параллели с трактовкой Львом Толстым ситуации в Москве 1812 года. Не в плане сравнения нынешней элиты с узурпаторами (это, конечно, слишком). Примечателен тезис классика о том, что для развала не требуется противодействия. Достаточно того, чтобы победитель с доставшимся трофеем (властью) ничего не делал. Уход значительного числа мыслящих горожан (в нашем случае в виртуальную внутреннюю эмиграцию), отсутствие, как сейчас принято говорить, коммуникативной политической инфраструктуры могут на пустом месте спровоцировать пожар (пусть и сугубо социальный). У другого, французского классика действие того же закона показано в детской сказке на примере с баобабами.
По мнению наблюдателей, для элиты опасность такого сценария очевидна давно. Равно, как и глубина назревших проблем при нарастающем дефиците денег.
- Ситуация уже трещит по швам, поэтому власть пытается перехватить инициативу, работая на гашение наиболее острых болевых точек, - комментирует один из экспертов. - Пример тому - активизация антикоррупционных дел, с одним из которых связана и отставка министра обороны.
Спустя несколько дней после оборонного скандала, обыски прошли в Дальневосточной дирекции Минрегионразвития. В это же время набирает обороты история с задержанием по подозрению во взятке министра здравоохранения Челябинской области.
Как считают наши эксперты, это составляющие одной публичной кампании. Федеральная власть, во-первых, пытается возглавить антикоррупционный процесс, не отдавая инициативу не подконтрольным себе силам. Во-вторых, дать понять региональным элитам: спрос будет, в том числе и с них. А при определенном раскладе именно они могут стать главными антигероями.
Как следствие - деморализация региональных правительств. Или, как минимум, проверка их на прочность. В этом контексте, отмечают эксперты, позиции южноуральского губернатора своеобразны. С одной стороны, он обрел самостоятельный политический вес, доказав собственную эффективность (пик усиления пришелся на сентябрь прошлого года). С другой - в ситуации нестабильности сложно заручиться поддержкой фигур федерального центра. Впрочем, удачное прохождение зоны карьерной турбулентности усилит М. Юревича как политического игрока. Эксперты по этому поводу замечают: «Трясет вокруг сильно, но нынешний глава региона пока не проигрывал».
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве