Уходящая неделя отметилась новым крутым витком борьбы с казнокрадством и коррупцией

Уходящая неделя отметилась новым крутым витком борьбы с казнокрадством и коррупцией

В СМИ зазвучала весть о возбужденном полицией уголовном деле против ректора МаГУ Владимира Семенова. А во вторник уже по другому поводу сотрудники ФСБ обыскивали кабинеты главного управленца челябинским имуществом Сергея Мануйлова и его заместителя Игоря Волового. Изъяты бумаги за подписью чиновников. Сейчас выясняется, могли ли они причинить ущерб в миллионы рублей.

У каждой из этих двух историй свои особенности и подоплека (подробности в номерах «ЧР» за 5 и 6 декабря 2012 года). Объединяет их общероссийский фон, событийные краски в котором сгущаются день ото дня. Кроме того, формируются правила публичного комментирования скандала.

Пресс-служба мэрии инициатором обыска в КУиЗО назвала сити-менеджера Сергея Давыдова. Так же, как и арест министра здравоохранения Виталия Тесленко был подан как результат проверки, вдохновителем которой был сам губернатор. Это, конечно, не так круто, как может позволить себе глава кремлевской администрации Сергей Иванов (заявивший, что о хищениях при разработке системы ГЛОНАСС знал еще два года назад, но молчал, чтобы расхитители не замели следы), но тоже вполне изящно.

Со стороны кампания напоминает реалити-шоу. Сюжет прост: участники, объединяясь перед угрозой остаться без ужина, решают, кого вывести за пределы элитного дома. От обычного гротескного телемыла новый политический проект отличается величиной ставок: антигерой дня рискует уйти из-под «софитов» оперативной съемки сразу на нары. В этом особый драматизм, и именно это, по вероятному замыслу авторов, должно удовлетворить в народе чувство справедливости.

Пока же с лихвой утоляется жажда зрелищ. В течение месяца в СМИ обсуждают «посадку» министра южноуральского здравоохранения и его коллег. Показ в Интернете процесса ареста в бане - заявка на широту аудитории. Государственное телевидение, между тем, рассказывает об обысках в министерствах обороны и регионального развития, с пристрастием считает затраты на вертолет, охрану и политику челябинского губернатора, бросает обвинения в адрес бывшего министра сельского хозяйства Елены Скрынник. Включая телевизор или интернет-поисковик, невольно ждешь новых «сигналов», предостережений и результатов работы силовиков и неравнодушной общественности.

Главный вопрос - чем и ради кого все закончится. Потенциальный плюс в том, что нынешние акции могут стать для чиновников предостережением на будущее. Приведенное выше высказывание Сергея Иванова показательно как иллюстрация принципа мышеловки: к сыру прикоснулись многие, но не понятно, кого накроет. Так, может, впредь не будут прикасаться? Вряд ли: инстинкт самосохранения притупляется быстрее аппетита. Зато реальная угроза может усилить раскол в элитных кругах, а использование коррупционного козыря в межклановых стычках приведет к борьбе без правил и арбитра.

- Бороться с коррупцией всерьез - значит менять систему управления страной, - считает кандидат философских наук профессор Владимир Помыкалов. - Вскрывать нарывы можно тогда, когда есть авторитетный независимый суд и общественное мнение, выражаемое независимыми СМИ. Иначе все закончится борьбой со «стрелочниками».

Иными словами, если намерения верховной власти серьезны, то в сочувствии масс она сейчас нуждается гораздо больше, чем на предвыборном спринте. Лечение взяточничества и казнокрадства - марафон по скользкой дороге, где падение дорогого стоит. Хорошо, если не самого дорогого. Но доверие людей потрачено именно на предвыборный забег со смазанным результатом. Альтернативой политическим институтам в текущей кампании могла бы стать авторитарная харизма. Но и ее трудно ждать от власти, не меняющейся 13 лет. По мнению Владимира Помыкалова, это один из важных коррупционных факторов.

- Власть в сознании людей стоит гораздо больше материальных ценностей, - говорит он. - А получить ее через выборы нельзя: она закрыта и занята одними и теми же персонами. В итоге происходит психологическое замещение. Нет возможности реализовать себя движением вверх, остается хапать на той должности, которая доступна.

Когда нет инструментов управления, кроме силовых, формат шоу - единственный способ сделать процесс публичным. Но в таком случае вряд ли это выльется в общенациональное системное движение. Значит, даже государственникам в элите опираться придется исключительно на старые кланы. То есть, соответственно, считаться с ними. Какая уж тут борьба с коррупцией.

Lukhovitsy-mebel.ru мебель на заказ Луховицы кухни .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


VK31226318