Негатив сегодняшней политической ситуации Челябинская область будет "разгребать" еще два года

Негатив сегодняшней политической ситуации Челябинская область будет "разгребать" еще два года

Тот факт, что регион переживает «полномасштабный политический кризис» (трактовка политолога А. Подопригоры), побуждает понять его причины и следствия.

Зерно конфликта с федералами

Причин, как водится, несколько. И первая заключается в том, что, взяв под управление стабилизированный до стагнации субъект России, новая власть не предложила внятной программы действий. Цели были ясны, задачи определены (имидж, инвестиции, зарплата, экология). Но как именно товарищи из дома правительства собираются браться за работу, было не совсем ясно.

Подчеркнуто крутое расширение дорог, гастроли мировых звезд, сияние региона в первых строчках престижных рейтингов говорили о тактической эффективности команды, но не о силе ее стратегической мысли.

Последнее, впрочем, не порок, а повод для диалога. Стратегия - серьезная вещь и стимул объединить вокруг себя умных людей различных сфер: от идеалистов-общественников до бизнесменов-прагматиков. Вместо этого - деление «электората» на своих и чужих с демонстративным использованием информационного прессинга. В итоге - полное переоформление на себя политического поля и стремление к диктату в экономическом пространстве.

- Челябинская область и ранее не славилась конкурентной средой, но новой властью были уничтожены остатки конкуренции, - отмечает директор консалтинговой корпорации КЭМП Яков Гуревич. - А ведь именно конкуренция позволяет развиваться и совершенствоваться.

Однако и диктат нередко эффективен. Поведение бизнесменов часто сравнивают с действиями военных: задача либо выполняется, либо нет. Успешный опыт нынешнего губернатора по управлению компанией «Макфа» это подтверждает.

- Но «Макфа» добилась блестящих результатов именно в конкурентной среде, - замечает Яков Гуревич. - Можно было предположить эффективное использование опыта работы в конкурентной среде и при управлении областью.

- В бизнесе развита система обратной связи, которая фактически парализована сегодня в госуправлении, - добавляет руководитель научно-образовательного центра Уральского отделения РАН Сергей Гордеев.

Стратегическая невнятность стала очевидной, когда действия власти начали противоречить ею же провозглашенным целям. Стремление создать образ Южного Урала как региона высокой культуры слабо сочеталось с конфликтом вокруг органного зала. Экологический посыл увяз в растительных жертвах дорожной революции и дискуссии вокруг сохранности городского бора. Наконец, святая святых политики Михаила Юревича - работа на инвестиционный бум - сведена на нет противостоянием с судебной властью и лично с председателем областного суда Федором Вяткиным.

- Инвестиционная репутация области этим конфликтом разрушена окончательно, - говорит Яков Гуревич. - Любой инвестор, который намерен вложить в регион деньги, рассчитывает на то, что здесь действует нормальная судебная система. А люди из команды губернатора в течение года делали все, чтобы доказать, что судебной системы у нас не существует.

- Принцип разделения властей формально никто не отменял, - оценивает политические последствия этого конфликта Сергей Гордеев. - Хотя законодательная власть стала тенью исполнительной, но судебная сохранила определенную независимость. По крайней мере, на региональном уровне. Менять эту модель федеральный центр не намерен. Очевидно, что именно здесь произошло столкновение интересов федеральной и областной властей.

Область несвободного падения

Конфликт с областным судом, по мнению экспертов, - один из ключевых факторов активизации силовиков именно на Южном Урале. Другая причина вмешательства Кремля - экономика.

- Она одна из худших в России, - констатирует Яков Гуревич. - Достаточно взглянуть на цифры Росстата. Причем именно с марта 2010 года стагнация перешла в фазу катастрофического падения.

- По итогам 2012 года рост ВВП области - 1,5 процента. Желательная планка для страны - пять процентов, но ожидается, в лучшем случае, четыре, - сопоставляет цифры Сергей Гордеев. - Независимые источники дают прогноз 3,3 - 3,5 процента. А у нас, напомню, 1,5. То есть хуже самых неутешительных общероссийских ожиданий. При этом Южный Урал - чрезвычайно важный для страны регион. Удержать его - национальная задача.

- В ближайшие полтора-два года экономика области будет только ухудшаться, - подчеркивает Я. Гуревич, - по какому бы политическому сценарию ни развивались события. То, что власть поменяется, очевидно. Переходный период будет достаточно длинным. Исполняющим обязанности губернатора явно станет не человек из нынешней команды и почти на сто процентов не проживающий сегодня на территории Челябинской области. Тот, кто придет на переходный период, не сможет ничего сделать конструктивного: потребуется время, чтобы понять, что происходит, и хотя бы удержать ситуацию. Лишь после губернаторских выборов начнется системная работа.

Силовики лишь заполнили вакуум

Помимо отсутствия внятной стратегии, конфликтов с федеральными ведомствами, экономических бед и коррупционных скандалов, есть еще одна причина политического провала губернаторской команды. По мнению Сергея Гордеева, в течение предыдущего года ландшафт политики в нашей стране стал многополярным - прямое следствие массовых протестов.

- До этого был единственный национальный лидер, который под своим именем объединял государство, - напоминает эксперт. - Выступить против той или иной составляющей его политики означало противопоставить себя системе в целом. А сейчас допускается многополярность. Путин, по-прежнему, сильнейший политик, но сегодня со всеми своими сторонниками он лишь часть страны. Существование другой ее части уже неоспоримая реальность.

Проснувшаяся антикоррупционная активность Кремля - реакция на пока бесформенную, но уже зародившуюся конкурентную среду. Завершение «эпохи стабильности» заставляет правящие группы ужесточать требования к собственной устойчивости. Влияние несистемного протеста обостряет конкуренцию кланов внутри самой системы. Московский политолог Евгений Минченко констатировал: рост протестного движения как повод для государственников заявить об угрозе внешнего влияния усилил позиции силовиков. Силовики, заметим, воспринимаются как главные действующие фигуры в политических передрягах и в Челябинской области. Неужели источник неприятностей губернаторской команды в протестах «креативного класса» на Болотной площади? Налицо очевидный казус, учитывая, что Михаил Юревич ментально ближе все-таки к бизнес-креативщикам, нежели к системным силовикам.

- Доля истины в этом, действительно, есть, - комментирует Сергей Гордеев. - Хотя Юревич стал первым за 15 лет крупным политиком, который заявил о необходимости реформ в экономике региона. Но фактически он возглавил команду Петра Сумина, ментально близкую к той системе, против которой выступали демонстранты Болотной. Экономический блок регионального правительства остался почти неизменным. Аппарат как отторгал гражданское общество и различные попытки взаимодействовать с ним, так и продолжает отторгать.

Самоизоляция власти от деловых, научных, общественных кругов создала обманчивое ощущение тишины и собственного политического веса. Образовался вакуум. Когда реальное положение дел дошло до точки кипения, этот вакуум вполне естественно заполнили «силовики».

По мнению Сергея Гордеева, на региональном уровне речь не идет о силовом реванше. Согласен с этим и Яков Гуревич, отмечая, что ведомства просто исполняют свои обязанности.

Активность людей в погонах у российских либералов вызывает вполне понятную тревогу. Мысль о реванше силовой группировки в масштабах страны звучит в репликах столичных наблюдателей. Правда, при этом чаще всего упоминается силовой блок в окружении президента, а не служивые люди на местах. Что касается «кремлевских силовиков», то многие из них, в силу нынешнего статуса, вовлечены в международные бизнес-течения. Соответственно их интересам гораздо ближе законы мировой экономики, чем некая ментальная солидарность. Тем более, Россия вступила в ВТО, что порождает спрос на инициативу, а значит, и конкурентный сектор внутри страны.

- Происходящее оживление конкуренции во всех слоях общества, включая элиту, не случайно, - утверждает Сергей Гордеев. - В дальнейшем перемены в этом направлении будут только ускоряться, и к этому нужно готовиться. События в Челябинской области - звоночек всем субъектам страны и уровням власти.

VK31226318