Игорь Мурог: «Патриотизм для нас - не пустой звук»
В приемной вице-губернатора Челябинской области Игоря Мурога бросается в глаза большой эстамп с кадром из кинофильма «Офицеры»: генерал Варавва надевает суворовцу Ванечке свою фуражку. Чуть ниже - цитата из киношедевра: «Есть такая профессия - Родину защищать».
Все в тему, ведь из своих 47 лет Игорь Александрович три десятилетия посвятил службе в армии. Да и став вип-чиновником, связь с людьми в погонах не теряет, в Правительстве Челябинской области он, в числе прочего, курирует вопросы взаимодействия с правоохранительными и военными органами. В преддверии Дня защитника Отечества Игорь Мурог нашел время ответить на вопросы нашего корреспондента..
- Игорь Александрович, что такое для вас 23 февраля?
- Это необычный день, он один из немногих в году, когда сильная половина человечества получает поздравления от его прекрасной половины. Если заглянуть в историю, то считается, что в этот день в 1919 году отряды Красной гвардии одержали свои первые победы. Сегодня 23 февраля мы отмечаем как День воинской славы - День защитника Отечества. Так что этот праздник я считаю одним из самых значимых. Именно в служении Отечеству, а не уклонении от него формировался кодекс чести российского общества. "В службе честь" - вот наиглавнейший завет Петра I, вошедший в плоть и кровь российского солдата.
- К сожалению, в последние годы на улицах южноуральских городов людей в армейской форме встречаешь все реже и реже…
- Россия переживает сейчас очередной этап реформирования армии. Сегодня и действующие офицеры, и ветераны Вооруженных сил все свои надежды связывают с назначением на пост министра обороны Сергея Шойгу. Это военный человек, генерал армии, Герой Российской Федерации. Мы очень надеемся, что он поднимет нашу армию с колен. Вы посмотрите, что происходит: началась активная боевая подготовка, Шойгу начал возвращать высшим военным учебным заведениям их исторические наименования, боевые знамена и ордена, которые прежний министр распорядился сдать в музей: «Не дело, когда ордена, заработанные училищами и академиями, сдаются в музей!»
- Это касается и ликвидированных в последнее время военных училищ?
- Да, мы очень ждем постановления федерального Правительства (есть информация, что оно будет подписано в ближайшие недели) о воссоздании пяти военных вузов. В том числе, и Челябинского училища военных штурманов. Предполагается, что уже в текущем году оно произведет большой набор: 292 курсанта - на штурманскую специальность и еще 200 - на специальность «офицер управления воздушным пространством».
Что касается двух других ликвидированных челябинских вузов, автомобильного и танкового, то здесь ситуация иная. Есть поддержка Губернатора Челябинской области в том, чтобы на базе бывшего автомобильного училища появился новый военный вуз - автобронетанковый. Преподавателей в городе достаточно, есть добротный городок в центре Челябинска, остались два отличных полигона. С данной инициативой мы обратились в Минобороны. Первая реакция - положительная.
- А если ничего не получится?
- Нами разработан и альтернативный вариант: развернуть на базе бывшего автомобильного училища центр допризывной подготовки. В связи с тем, что время срочной службы сокращено до одного года, необходимо, чтобы в армию приходили ребята, уже имеющие навыки военной подготовки. Вот тут бы и пригодился наш центр (он может работать круглогодично), где парней познакомят с армейским бытом и оружием, с требованиями уставов, научат азам строевой подготовки…
- А премудрости наматывать портянки мальчишек обучат?
- Почему бы и нет?
Из 30 лет, отданных армии, портянки я носил лет 25 и вот что могу авторитетно сказать: для сапог портянка - идеальный вариант. Ни один носок ее не заменит. Другое дело, что российская армия сейчас переходит от сапог к ботинкам, так называемым берцам, с которыми портянки не поносишь. Министр обороны поставил правильную задачу: под каждый вид обуви разработать свои носки, практичные и удобные. А пока этого не случилось, портянка, думаю, еще послужит нашим солдатам.
- Игорь Александрович, вы ничего не сказали о судьбе расформированного танкового училища.
- Да, это наша боль. Сегодня там руины, шестой год городок находится без присмотра. Минобороны несколько раз пыталось продать эту землю, но безуспешно. А бесплатно передавать территорию муниципалитету прежнее руководство министерства отказывалось. Всего же на территории Челябинской области имеется 34 городка, которые со временем могут перейти от военных к гражданским.
- Не так давно было объявлено, что ближайшей весной все десятиклассники области отправятся на пятидневные военные сборы.
- Не только десятиклассники, но и учащиеся колледжей и лицеев, в общей сложности около 13 тысяч человек. Уже есть договоренность и с командованием воинских частей, что такие сборы мы начнем проводить с апреля. Впервые за долгие годы эта работа берется на областной контроль. Особенность нынешних сборов в том, что они пройдут прямо на территории воинских частей, полигонов. Командиры частей помогают нам, они отлично понимают, что речь идет о воспитании будущих защитников Отечества, патриотов своей страны.
- Вы упомянули слово «патриот»…
- В нашей области это не пустой звук. На Южном Урале здорово развивается кадетское движение, у нас открыто 243 кадетских класса, в том числе 21 казачий. В этих классах учится порядка 5,5 тысяч мальчишек и девчонок. В посёлке Шагол действует школа первоначальной летной подготовки. Благодарен за то, что «силовики» не остаются в стороне от этого направления, курируют классы соответствующей направленности: пограничной, спасательной, юридической… Отдельно хочется сказать о наших музеях с патриотической тематикой, их в области более пятисот. Свои экспозиции есть у ветеранов Афганистана, Чечни, они созданы общественными организациями, то есть, по инициативе снизу. И наша задача - поддерживать подобные начинания.
- Скажите, а что происходит вокруг военной авиабазы в Шаголе?
- До этого в Шаголе взлетали и садились самолеты штурманского училища и за 70 лет существования этого вуза протестов они ни у кого не вызывали. Проблемы начались с передислокацией из Бурятии бомбардировщиков Су-24. Взлетная полоса в Шаголе спланирована таким образом, что «сушки» проходят прямо над Челябинском. А этим самолетам лет по 30, они очень шумные и небезопасные: только за прошлый год две катастрофы. Население, образно говоря, каждый день чувствует себя как на войне.
Когда возмущение жителей дошло до критической точки, их поддержали суд, прокуратура, региональное Правительство. Губернатор неоднократно обращался в Минобороны с предложением рассмотреть этот вопрос, но поддержки не находил. Из Москвы шли одни отписки. Сейчас «шагольским» делом занимается Верховный суд.
- В СМИ сообщалось, что, не дожидаясь решения суда, Правительство активно ищет варианты решения данной проблемы…
- По поручению главы области я уже провел несколько встреч с военными, мы рассмотрели три варианта. Возможна модернизация полосы в Шаголе с изменением направления взлета и посадки. Вполне допустима совместная эксплуатация военными и гражданскими судами аэродрома в Баландино. Третий вариант - перенос базы на аэродром Упрун в Увельском районе. Полоса там позволяет принимать машины любого класса. Да, покрытие требует ремонта и почти полностью отсутствует инфраструктура, но, согласитесь, это решаемые вопросы. Сегодня государство на такие цели выделяет триллионы рублей. И, хочу подчеркнуть, военные активно сотрудничают с нами, идут навстречу и относятся к нашим требованиям с пониманием.
- А вот в разговоре с офицерами приходилось слышать упрек, что Челябинск негостеприимен к военным. Летчиков мы ругаем за шум, саперов за взрывы на Чебаркульском полигоне…
- Знаете, Челябинск здесь не одинок. И это, скорее всего, не проблема отношения к военным, это проблема методов руководства. Жалоб и судов по поводу взрывов и самолетного шума везде много: Новосибирск, Оренбург, Екатеринбург, Воронеж, Ульяновск… Да и как им не быть, если до недавнего времени снаряды уничтожались дедовским способом, путем открытого подрыва. Люди при этом гибли! Тут уж настоящая тревога, ведь речь идет о безопасности… Справедливости ради стоит сказать, что и в этом вопросе мы достигли взаимопонимания, с этого года Минобороны переходит на промышленную утилизацию устаревших боеприпасов.
- В этом процессе будут задействованы южноуральские оборонные предприятия?
- Да, разбирать и утилизировать снаряды будут те же заводы, что их сейчас производят. Это завод «Пластмасс» и завод «Сигнал». Мы предполагаем, что они готовы к такой работе.
А впереди у нас 23 февраля. Растет молодая смена, для которой военная служба, пусть не для всех, но для большинства станет профессией – защищать Родину. Я поздравляю всех, кто служил, кто продолжает нести службу, всех, кто собирается посвятить себя военной службе, всех ветеранов с этим замечательным праздником. Здоровья всем! С Днем защитника Отечества!
Для справки
Игорь Александрович МУРОГ. Родился в 1965 году в Рязанской области. Окончил Рязанское высшее военное автомобильное училище и Общевойсковую академию ВС РФ. Прошел путь от командира взвода до начальника военного училища. С апреля 2012 года - заместитель губернатора Челябинской области. Кандидат технических наук. Женат, оба сына служат в армии.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве