В Челябинске прошел «круглый стол» на тему развития городской среды Челябинска до 2020 года
На днях довелось стать свидетелем заседания «круглого стола» на тему развития городской среды Челябинска до 2020 года. Встречу организовало интернет-издание «Lenta.chel». Мероприятие рассматривается как начало «долгоиграющего» проекта, заявка на постоянно действующую дискуссионную площадку. Причем площадку, подчеркнуто не политическую, обсуждающую не столько особенности идей и идеологий, сколько вопросы повседневного быта. Однако складывалось ощущение, что вывод политических реалий за скобки заводит дискуссию в тупик.
Город песчаных бурь
Встреча в подобном формате два года назад проводилась и в редакции «Челябинского рабочего». Тогда ее участники озвучили несколько положений. Первое: влияние власти всех уровней на нашу жизнь весьма ограничено, поэтому надо учиться жить, не взирая ежечасно на власть. Второе: в каком направлении двигаться и где мы находимся, непонятно, так как внятной и подкрепленной вескими аргументами стратегии никто не предложил. Отсюда третье: надо заниматься тем, что под силу. Например, бороться за чистоту и благоустройство Челябинска - от собственного подъезда до городской среды в самом широком смысле этого слова.
Казалось бы, против мудрости третьего вывода возразить нечего. Смущают лишь исторические аналогии. Когда появляется выбор между концепцией малых дел и политическими реформами (причем первое исключает второе), страна сползает к революции. Протесты декабря 2011 - мая 2012 годов лишь слегка подтвердили этот тезис в сфере политики. А революционный пафос расширения дорог настолько скорректировал быт горожан, что изменил лицо Челябинска. Споры о том, каким стало это лицо, не миновали и недавний «круглый стол».
- Развязку через реку Миасс построили, а общественный транспорт по ней не пустили, - посетовал директор филиала Российской академии образования Виктор Усов. - Рядышком улица Труда - старейшая в городе. Попробуйте по ней сейчас пройти! Все и справа, и слева заставлено машинами. На общественном транспорте по ней проехать невозможно: трамвай определенного маршрута идет один раз в полчаса, потому, естественно, на него никто не рассчитывает. Тротуар почти уничтожен, идти по нему нельзя: он узкий и на нем паркуют машины.
Искусственно создана тупиковая ситуация: пешком по улице не пройти, на общественном транспорте не добраться, приезжаешь на автомобиле - и его поставить некуда. На мой взгляд, самая большая проблема в том, что на проектах, подобных «дорожной революции», власть осваивает деньги, а мы на нее никак не можем влиять. У меня перекресток рядом с домом. Так вот, асфальт за лето три раза перестилали. Деньги освоены. Но их можно было потратить более разумно.
Тему благоустройства продолжил юрист Евгений Ковалев. Начав с воспоминаний о песчаных бурях, которые он видел во время армейской службы в северном Казахстане, адвокат поделился наблюдениями:
- Последние два года я эти песчаные бури стал замечать в Челябинске. Появились они потому, что в наших дворах газоны уничтожены машинами. Осталась почва, которая высыхает, и когда начинается ветер, поднимается в воздух. Если раньше только самые отвязные жители заезжали автомобилями на газоны, то теперь это делать стали все. И это не только в моем дворе, это происходит везде. У школы, где учится мой ребенок, родители, подъезжая на машинах все ближе, настолько перемолотили почву, что там грязь и слякоть. А ведь это проблемы, которые в принципе решить можно. Выезд на газон - нарушение правил дорожного движения. У нас есть служба ГИБДД. Давайте с ее помощью эвакуировать те автомобили, которые припаркованы в неположенных местах.
Евгений Ковалев вспомнил попытку мэрии бороться с засильем машин с помощью активных горожан.- Я видел, как инициативные жильцы ходили по дворам, снимали безобразия на фотоаппарат, прилагали снимки к жалобам, - продолжает Е. Ковалев. - Но кампания приостановилась.
Директор консалтинговой корпорации КЭМП Яков Гуревич заметил, что, когда власть, расширяя дороги, не делает парковок, она прямо провоцирует автомобилистов на нарушения. То есть в наведении порядка она не заинтересована, так как это породит вопросы к ней же самой.
Металлургия или туризм?
Дискуссии о челябинском благоустройстве красноречивы не примерами (они банальны, хотя и вызывают эмоции), а тем, что иллюстрируют суть механизма влияния общества на власть. Проще говоря, отсутствуют и механизм, и влияние. Главное доказательство тому - склонность к протесту по поводу не предстоящего, а уже свершившегося факта. Примеров и в стране, и в городе достаточно - от собраний «в память» спиленных во дворе берез до ропота из-за поправок в федеральное законодательство, убивших часть малого бизнеса (кстати, одного из активных создателей любой городской среды).
Дискуссий на этапе подготовки важных решений нет (власть в них не заинтересована). Спорить по поводу свершившегося часто бессмысленно, так как многого уже не исправишь. А технология запоминания горьких уроков с тем, чтобы не повторять их впредь, тоже утрачена. В итоге сформировался феномен: активная часть горожан успешна и влиятельна в своей сфере деятельности, но оказывается бессильна за ее пределами. Причина - нет политической инфраструктуры: не формальной, на бумаге, а реально действующей.
Среда городская формируется средой политической - пусть даже сугубо муниципального уровня. Политика в данном случае - не система «партийных принадлежностей», а возможность придать общественным инициативам официальный статус. В ходе дискуссий, разумеется, в том числе, на заседаниях Думы, или, если брать региональный уровень, - Законодательного Собрания. А часто ли за последнее время мы слышали о спорах депутатов (нами, кстати, выбранных) по тому или иному вопросу развития.
Кстати, стратегическое развитие (о нем говорил на «круглом столе» представитель регионального отделения общественной организации «Голос» Юрий Гурман) - вопрос исключительно политический. Хотя и Юрий Альбертович старался придать ему сугубо экономическое звучание. Главное, говорил он, понять, есть ли у Челябинска непромышленные перспективы.
- Необходимо выбирать: мы сохраняем Челябинск в качестве индустриального города или все-таки уходим от нашего промышленного прошлого и тогда должны будем решать, каким строить Челябинск будущего.
По словам Юрия Гурмана, при всем желании властей сохранить промышленный потенциал города, уже естественным образом происходит территориальное замещение промышленности другими сегментами экономики. Пример тому - территория радиозавода «Полет», на месте цехов которого вырастают торговые комплексы.
- Земля в центре города будет приносить гораздо больший доход, если ее использовать не как производственную площадку, - пояснил Гурман экономические предпосылки тенденции. - Соответственно и производство будет обходиться дешевле, если выносить его за пределы города.
- После того, как над Челябинском взорвался метеорит, у города появился шанс на открытие новой эпохи туристического развития, - добавил Юрий Гурман. - Но это должно быть объединение и местного сообщества, и власти. Для того, чтобы стать туристическим центром, нужно менять психологию людей. Недавно мы с коллегами обсуждали ситуацию в Архангельской области. У них глава одного из районов сформировал стратегию туристического развития территории, ее высоко оценили самые разные эксперты. Но все закончилось тем, что главу района на следующих выборах просто не переизбрали. Почему? Да потому что у них в районе всегда был леспромхоз, и народ умел только пилить и пить. И когда глава сказал людям, что в район могут приехать туристы из Финляндии, и задача перестроить образ жизни на то, чтобы обслуживать этот поток туристов, он получил ответ: «Мы что, им кланяться должны и чай наливать? Да с какой это радости?» То есть психология жителей Сочи существенно отличается от психологии тех людей, которые работали в лесной отрасли, и разумеется, она отлична от менталитета жителей Челябинска.
В общем, если «фактор метеорита» сможет создать ситуацию, при которой идея туризма завладеет городским сообществом, тогда можно говорить о перспективах.
- Другой аргумент в пользу инновационного развития заключается в том, что молодежь не видит собственного будущего в промышленной сфере, - продолжает Ю. Гурман. - Результаты опроса, который проводился в начале 2008 года (то есть еще до экономического кризиса) сводятся к фразе: «Да мы лучше уедем отсюда!» Так о каком промышленном будущем мы говорим, если молодежи не будет?
То есть Юрий Гурман фактически подтвердил: формировать городскую среду, без учета психологии людей немыслимо. А что такое умение учитывать и формировать психологию общества? Политическая деятельность. Но конкуренция в этой сфере у нас - крамола. Потому как-то мрачно выглядят реальные перспективы. Хотя сами по себе дискуссии, даже без перспектив - вещь хорошая.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве