Челябинской области нужны квалифицированные иностранные рабочие кадры
В пресс-центре «КП-Челябинск» прошел круглый стол, посвященный проблемам трудовой миграции.
Южный Урал по-прежнему нуждается в иностранных рабочих руках, но в ближайшие годы ставка будет делаться на квалифицированные, высокообразованные кадры. Таков лейтмотив разговора, в котором приняли участие депутаты разных уровней, специалисты Федеральной миграционной службы и Главного управления по труду и занятости (ГУТЗ), а также представители некоторых национальных диаспор.
Россия постепенно закручивает миграционные «гайки». В своем послании Федеральному собранию президент Путин дал понять: поток дешевой рабочей силы из-за рубежа пора потихоньку перекрывать. Владимир Путин, конечно, не упомянул, но мотивы читаются сами собой: ежегодно иностранцы вывозят из России миллионы долларов, они негативно влияют на криминогенную обстановку, способствуют постепенной исламизации страны. Заместитель председателя ЗСО Александр Журавлев согласен с тем, что (цитата): «Мигранты - серьезная социальная проблема», однако посетовал на ситуацию, когда почти все рычаги управления соответствующими потоками сосредоточены в Москве.
Как же обстоят дела в Челябинской области? Начальник отдела трудовой миграции ГУТЗ Алексей Богачев рассказал, что за последние десять лет миграционный поток вырос в семь раз, сегодня иностранцы составляют около процента от общего числа занятых в нашей экономике. Об их количестве можно судить по таким цифрам: в 2012-м квота на рабочих из-за рубежа составляла 19,3 тысячи человек, в этом году - 12,4 тысячи (при том, что местные предприятия подали заявку на 37 тысяч). Реальные цифры, конечно, на порядок выше и рассчитываются из умозрительной пропорции «один легальный работник на 3-5 нелегалов».
- Что касается трудовых отношений между работодателем и приезжим работником, то они основываются на требованиях российского трудового законодательства, - подчеркнул Алексей Богачев.
Основная масса «импортных» тружеников приезжает на Южный Урал из Китая (47 процентов), Таджикистана (19 процентов) и Узбекистана (12 процентов). Чиновник поспешил развенчать миф о том, что мигранты заняты преимущественно в сфере обслуживания. Нет, оказывается, основная их масса работает в сельском хозяйстве, строит цеха на «Мечеле» и новые энергоблоки на Троицкой ГРЭС.
19 и 12 тысяч - разница ощутимая. Почему же Челябинская область начинает закрывать дверь перед трудовыми мигрантами? Официальная причина - в многочисленных нарушениях со стороны работодателей. Реальная же - в попытке сократить количество местных безработных, их у нас сейчас порядка 28 тысяч. Шаг в предкризисный период, может быть, и оправданный, но всякий ли россиянин согласится за символическую (по нашим меркам) плату с рассвета до заката, без выходных выращивать огурцы и по 12 часов подряд на морозе заниматься бетонными работами?
Зато наши власти по-прежнему готовы давать зеленый свет высококвалифицированным «забугорным» специалистам. И таких, как выясняется, с каждым годом становится все больше: это топ-менеджеры, артисты, повара, тренеры, спортсмены. Да, да, все блистающие в «Металлурге» и «Тракторе» хоккейные легионеры являются никем иным как трудовыми мигрантами. Но что интересно: если магнитогорские хоккеисты проходят по статье «высококвалифицированный специалист», то статус челябинцев поскромнее - просто «спортсмен». Однако, судя по результатам прошедшей хоккейной регулярки, размер гонорара «спортивного мигранта» - далеко не гарантия его безупречной квалификации.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве