Власти Челябинска планируют установить в городе три новых памятника
Это будут «Маски скорби» Эрнста Неизвестного, монумент пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС и мемориал павшим стражам порядка.
Челябинск территория скорби?
Евгений Клавдиенко, фотограф, краевед:
- Для полноты картины есть смысл вспомнить и про другие «скорбные» памятники. Навскидку: «Орленок» на Алом поле, мемориал в саду Победы, «Скорбящие матери».
По-моему, скажем так, несколько печальный характер мемориала - это естественно. Цель любого памятника - память. Даже слова однокоренные.
Поэтому считаю, что тут исключительно вопрос разумных пропорций, то есть плотности нахождения монументов в городской среде. Про «территорию скорби» пока говорить, на мой взгляд, несколько преждевременно, но вот еще два-три таких монумента в центре - и уже будет перебор.
Татьяна Петренко, кандидат экономических наук:
- Чего греха таить, город у нас невеселый в принципе. И речь даже не о «скорбных» монументах. Это проблема городской среды. У нас мало архитектурно ярких зданий, мало парков, каких-то мест, где человеку душевно комфортно. Такие уголки, между прочим, создают атмосферу любому известному городу, будь то Москва, Питер или Барселона. А что у нас? Можно назвать разве что городской бор и, с известными оговорками, Кировку…
Весь уклад Челябинска напоминает о том, что человек в нашей истории - винтик, придаток, ресурс для решения каких-то задач - идеологических, хозяйственных или военных. Думаю, отсюда же и преобладание серых или просто темных тонов. Зачем винтику лишние эмоции, отвлекающие его от дела строительства далекого светлого будущего или борьбы против кого-то? Памятники у нас соответствующие, из той эпохи.
И если монумент Эрнста Неизвестного, по замыслу автора, вроде бы полемизирует с таким отношением к человеку, то в реальности «Маски скорби» да еще на «Площади павших» - это как очередное напоминание, что Челябинск - «выжженная территория». А ведь это не так!
Дмитрий Устинов, имиджмейкер, психотерапевт:
- Что в активе? С точки зрения имиджа Челябинска установка здесь скульптуры такого известного мастера как Эрнст Неизвестный, безусловно, привлечет внимание СМИ. Полагаю, эстетическая ценность «Масок скорби» может быть значительно выше, нежели у других упомянутых памятников - чернобыльцам или милиционерам (тут я боюсь даже фантазировать, что пожелает «заказчик»).
Теперь, что в пассиве? Тема сталинских репрессий сегодня лежит вне политического тренда. Есть устойчивое мнение у части политэлиты, что «расчесывать Гондурас» не нужно, а следует примирительно относиться даже к самым неприятым моментам нашей истории. Стоит ли ориентироваться на направление политического ветра, и куда он подует завтра - вопрос открытый.
Как психотерапевт, я бы предложил на один «скорбный» памятник возводить в Челябинске три «жизнеутверждающих». Мне кажется, места хватит. А обсуждая общий подход к установке скульптур в городе, думал бы как коллекционер предметов искусства. Опытный профессионал видит здесь, в том числе, инвестиционный интерес. Но для этого нужно уметь прогнозировать перспективу. Ну и, разумеется, разбираться в искусстве.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве