Дети мигрантов в будущем смогут получить вид на жительство в России вместе с аттестатом

Дети мигрантов в будущем смогут получить вид на жительство в России вместе с аттестатом

О такой возможности сообщила недавно «Российская газета» - официальный рупор федерального правительства. Произойдет это в том случае, если ребенок отучился в российской школе не менее трех-четырех лет. Эксперты издания видят в этом способ улучшить демографию в стране за счет интегрированной в общество зарубежной молодежи.

Школа вне культур

Идея федеральных чиновников - реакция на сложившуюся данность. Количество мигрантов в стране растет. По официальным прогнозам, через десять лет дети выходцев из зарубежья составят треть всех школьников России. Введение их в отечественное правовое поле - очевидная необходимость. Разговоры про улучшение демографии в этой связи - бюрократическое кокетство, желание показать, что не ситуация управляет государством, а наоборот.

Как бы то ни было, мысль о виде на жительство для нового поколения приезжих логична. Оставлять весомую часть населения вне правовых рамок, либо в официальном статусе «понаехавших» - чревато. Вопрос лишь в том, насколько это решение способно снизить градус межкультурных противоречий. Иными словами, есть ли в нашей стране реальная инфраструктура интеграции. То есть то, что побуждает приезжих считаться с местными правилами, так как от степени соответствия этим правилам зависит жизненный успех.

Итак, государство намерено выдавать вид на жительство людям, отучившимся в отечественной школе не менее трех лет. То есть именно система образования рассматривается в качестве «плавильного котла», объединяющего разные культуры во имя разумного, доброго, вечного. Критерии этого добра, его вектор - результат государственной политики, то есть логичных и последовательных действий.

О каких действиях мы слышим в последнее время? Например, о сокращении в школах блока обязательных дисциплин с пятнадцати до шести. Причем значительный вес в оставшейся шестерке занимают физкультура и ОБЖ. Формирующие «интеграционное пространство» литература и русский язык - хронические кандидаты на урезание. С историей - источником межкультурных технологий - вообще черт ногу сломит: дело даже не в количестве часов, а в дискуссиях о содержании курса, ведущихся на всех уровнях вплоть до высочайшего. Стойкое ощущение страха собственного прошлого - самое показательное в этих спорах. Будучи хозяевами своей страны, мы боимся признать, осмыслить и принять то, что в ней происходило. При наших психологических комплексах кто кого интегрирует - еще вопрос.

Школа, как средняя, так и высшая, своим состоянием все больше иллюстрирует бессмысленность общественного бытия. Вместо создания гуманистического контекста, системы нравственных принципов, основанных на сплаве культур, она самозабвенно формирует инфраструктуру потребления.

Недавно довелось услышать, как влиятельный представитель вузовского сообщества отвечал на вопрос о том, что есть образование - часть государственной политики или услуга. «Пока сложно сказать, услуга это или товар», - ответил уважаемый человек. То есть про политику речь не идет вообще, а вне рыночных рамок мышление не работает.

Проблема в том, что, исповедуя правила рынка как основу всего и вся, мы становимся объектом для поглощения, а не источником интеграции. Потому что рынок при всех своих прелестях слишком завязан на текущий момент, конъюнктуру, которая изменчива. А ведь одна из ценностей образования как отрасли всегда заключалась в здравом консерватизме, позволяющем хранить и передавать от поколения к поколению некие культурные доминанты.

Отказавшись от этого, школа «плавильным котлом» явно не станет. Зато мигранты как раз и сохраняют свои традиции и модели поведения. Для них связь с собственной культурой, а, соответственно, и землячеством - условие выживания в новой для них среде. Тем более, что среда эта иными условиями небогата.

Экономика - не предмет общения

Что, помимо системы образования, может стать стимулом для диалога культур? Например, растущая экономика. В конце концов, к нам едут потому, что у нас получше и побогаче. Однако экономический спад последних лет, то и дело грозящий перейти в длительный застой, привел к ситуации, когда приехать к нам на заработки еще можно, но принять ради этих заработков наши правила поведения - излишество. К тому же, будем честны, нет у нас ни незыблемых правил, ни доверия к институтам, обязанным за их соблюдением следить. Потому и не развивается экономика, а значит, предметом конструктивного, объединяющего разных людей разговора она стать не может.

Стагнация в народном хозяйстве нередко приводит к безработице, следовательно, к росту конкуренции на рынке труда. Соответственно, стремление найти работу может стать стимулом для мигранта учитывать местные реалии культуры. Но отсутствие последовательной политики в ключевых сферах жизни приводит к таким хозяйственным перекосам, при которых мигрант становится незаменимым тружеником.

Один лишь пример. Стратегия муниципалитета (читай - государства) в сфере городских перевозок привела к обилию маршрутных такси. В свою очередь, вырос спрос на водителей. Удовлетворяется такая потребность за счет мигрантов. Уволить такого водителя за бестактность к пассажирам или элементарный непрофессионализм нельзя, потому что взять на его место некого. По крайней мере, так объясняют свою управленческую беспомощность менеджеры фирм-перевозчиков.

Маршрутка, кстати, красноречивый символ отечественной интеграции. В накренивающейся на виражах капсуле, управляемой человеком, плохо говорящим по-русски, опять же задаешься вопросом: кто кого и куда интегрирует.

Религия как источник риска

Упование на жесткость миграционного законодательства как действенный способ защиты местных интересов на этом фоне выглядит странным. Порядка, может быть, станет больше, но противоречия не исчезнут. Речь-то о межкультурных, а не межгосударственных отношениях.

Правда, в верхах то и дело звучит тезис о России как исторически сложившейся площадке для конструктивного диалога культур. Вспоминается сразу и богатый национальный состав, и географическое положение, вдохновившее на модный тренд евразийства. Беда, однако, в том, что предмета для конструктивного общения представителей не только разных культур, но даже носителей одного языка не существует. Нет общего дела, позволяющего забыть о различиях, например, в исполнении религиозных обрядов.

Зато религия, внедряясь в систему государственных и общественных институтов, становится не прибежищем уставшей души, а разъединяющим раздражителем. Скандал в миасской школе, где из-за регламента преподавания Основ православной культуры произошел конфликт между родителями, директором и чиновниками, - первое тому подтверждение. Хотелось бы видеть в этом просто досадный, из ряда вон выходящий казус. Но есть опасность, что с увеличением в российском обществе миграционной составляющей противоречия будут нарастать. Роль светского государства как примиряющего арбитра уже весьма ограничена. Потому что оно добровольно уступает сферу своего влияния религиозным структурам.

Последнее обстоятельство огорчает. Особенно в связи с настроениями, которые принято называть националистическими. Последний пример - воскресный митинг против строительства мечети в областном центре. Лозунг «Скажи «нет» исламизации Челябинска» красноречив. Равно как и ключевой аргумент: «90 процентов православных горожан имеют только десять храмов, тогда как мечетей уже четыре». Тоже, в известном смысле, рыночная логика.

Обнадеживает, что пришедших на митинг в сквер на Алом поле всего полсотни человек. Следовательно, радикальный настрой демонстрируют немногие. Но это до тех пор, пока тема митинга оторвана от бытовых реалий. А сам российский быт еще относительно сносен. По крайней мере, до той степени, когда носители различных культур лишены мотивов видеть друг в друге «во всем виноватых». Важно, чтобы эта ситуация продлилась как можно дольше, разрядившись в итоге в некий конструктив

Надежда, как водится, лишь на здравомыслие конкретных людей, живущих рядом друг с другом. Эффективность социальных институтов, призванных обеспечивать толерантность, стабильность и тому подобные блага, все ниже. Показательный, кстати, пример того, как пренебрежение искусством политики на государственных уровнях ставит страну перед вызовами, на которые сложно ответить. Интеграция мигрантов - лишь один из них.

VK31226318