В поезда будут пускать только после досмотра
Депутаты Государственной Думы проголосовали за то, чтобы усилить меры безопасности на железнодорожном пассажирском транспорте.
Речь идет о тотальном досмотре пассажиров и их багажа - примерно так, как это сейчас делается в российских аэропортах. Прежде чем попасть в вагон нам с вами придется пройти через рамку металлодетектора, а свои чемоданы и сумки пропустить через рентгеновское сканирующее устройство. «Рамка» покажет, нет ли при вас оружия, а скан определит содержимое багажа.
Все, кто бывает на железнодорожных вокзалах, знают: металлодетекторы здесь установили еще в 2011 году, сразу после резонансного теракта в Домодедово. Но пока «рамка» выполняет больше декоративную, чем охранную функцию, сотрудники службы безопасности в дневное время почти не обращают на нее внимания. Но с апреля 2014 года все должно измениться, на этой неделе Госдума в первом чтении приняла соответствующий закон.
Правда, пока документ вызывает много вопросов. Например, до сих пор не разработан список запрещенных к провозу в пассажирском вагоне предметов и веществ. Разумеется, никто не пустит в купе с банкой пороха и пулеметом, но как быть с ножами? Небольшой перочинник - вещь в дальней поездке необходимая. Разработчики закона успокаивают, что разрешат проносить в поезд маленькие ножики, а также еду, напитки, гели, шампуни, варенье, соусы, желе и все то, что под строгим табу авиаперевозчиков.
Однако совершенно непонятно, как быть тем людям, у которых при досмотре все-таки обнаружится «не рекомендованный» груз. В аэропорту его можно сдать в багаж, в случае же с поездом такого пока не предусмотрено. Тогда остается одно - выбросить поклажу. А если вы не захотели сделать это и в результате остались «за бортом»? Кто компенсирует пассажиру стоимость аннулированного билета?
Понятно, что досмотр будет осуществляться в здании вокзала. Но общеизвестно: на перрон можно попасть и минуя вокзал - с пешеходного перехода, например. Выходит, «рамку» придется ставить у каждого вагона? И еще. Злоумышленник, если уж он задастся целью попасть в вагон с опасным грузом, все равно сделает это - просто он подсядет в поезд на небольшой промежуточной станции, там, где еще долго не будет ни «рамок», ни рентгенов.
С весны этого года России уже работает пилотный проект по оснащению вокзалов досмотровым оборудованием. В списке - 32 города, преимущественно из южных регионов. Челябинска в этом перечне нет.
Василий Швецов, депутат Государственной Думы от партии «Справедливая Россия»:
- Наша фракция проголосовала за данный законопроект, хотя мы отлично видим, что он нуждается в доработке. Да, программа обеспечения безопасности пассажиров должна осуществляться. Но в случае с железной дорогой наиболее уязвимыми выглядят не вагоны, а инфрастраструктура дороги, в частности, ее рельсовые пути.
Серьезнейшая проблема пассажирских поездов - возможность провоза в них наркотиков. Значит, в перечень досмотрового оборудования нужно включать и анализаторы наркотических веществ.
Ну и один из основных вопросов: не обернутся ли эти меры очередным удорожанием билетов? Монополист с названием ОАО «РЖД» известен привычкой свои дополнительные расходы покрывать за счет потребителей. Думаю, перечисленные нюансы будут учтены, и уже в ходе осенней сессии мы примем этот закон.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве