С весны 2013 года в Челябинске работает «Школа гражданских лидеров»
Нашему городу повезло: он попал в компанию еще четырех российских городов, где в течение четырех месяцев выступали известные политики и общественные деятели.
Вот лишь некоторые имена - Ирина Прохорова, Ирина Ясина, Георгий Сатаров, Евгений Гонтмахер, Василий Мельниченко, Валерий Зубов. За несколько месяцев своей работы ШГЛ стала в каком-то смысле модным брендом. Может, потому что за ней стоят такие фигуры как Алексей Кудрин и Михаил Прохоров? В чем смысл деятельности ШГЛ и какие у нее цели? Об этом в интервью с куратором проекта в Челябинске Андреем Некипеловым.
Как Челябинск попал в обойму городов, где появилась ШГЛ?
- «Школа гражданских лидеров» не единственный проект Комитета гражданских инициатив на Южном Урале. Осенью 2012 года в Челябинской области стартовал волонтерский проект члена федерального КГИ Анатолия Ермолина «Гражданская взаимопомощь». В нашем регионе этот проект развивается успешно, и нам было сделано новое интересное предложение по ШГЛ.
А почему вообще возник этот проект?
- «Школа гражданских лидеров» - это гражданско-правовой образовательно-просветительский проект, направленный на содействие становлению структур гражданского общества в регионах России. Предпосылками его создания стало десятилетие полного отсутствия в обществе широких и искренних дискуссий на социально-политические и культурно-исторические темы, что не могло не породить грандиозный спрос на эти разговоры во многих слоях российского общества.
Ведь что происходит? Даже допускающие свое участие в дискуссиях граждане, как правило, не умеют аргументировано отстоять свою позицию, не имеют возможности сослаться на известные им авторитеты, просто даже вести корректную полемику. Как заметил в своем блоге мой коллега по КГИ-Челябинск Александр Подопригора, «проект ШГЛ явно не снижает оборотов, а напротив, набирает их: сказывается физически ощущаемая вменяемыми челябинцами жажда честного, свободного слова, сказанного умными, морально и профессионально авторитетными людьми».
На первую сессию, практически без всяческого продвижения проекта, через группу в «Фейсбуке» заявилось около 250 участников. В итоге была сформирована группа из 75 человек. Это самодостаточные люди, профессионалы в той или иной сфере, зачастую имеющие опыт реализации гражданских проектов и инициатив.
Какие задачи вы ставите перед ШГЛ?
- Основная цель проекта - создать систематическую дискуссионную площадку для выработки путей и методов по решению общенациональных, но в первую очередь региональных проблем.
Каждый семинар школы проводится при участии от трех до пяти крупных федеральных экспертов. Происходит обмен опытом участников и экспертов, а также своего рода «повышение квалификации» слушателей в вопросах политики, экономики, истории, культуры. Методы работы на семинаре - это лекции, тренинги, деловые игры, «круглые столы» и дискуссии.
Еще одной задачей проекта является поддержка социально активных граждан в российских регионах. Инициаторы проекта хотели бы создать условия, которые бы способствовали практическому участию людей в гражданских инициативах, а также их самоорганизации. Слушатели получают навыки участия в общественно-политической деятельности, учатся взаимодействовать с властями и бизнесом. А еще важно, что они учатся слушать, анализировать и убеждать.
Это тактические задачи, а стратегические?
- Генерация идей, выработка конкретных социальных и гражданских инициатив. Ведь без участия самих граждан невозможно улучшить среду обитания, жизнь своей семьи, двора, района, города, области. Думаю, для активных и перспективных участников «Школа» должна стать и социальным лифтом.
А как работает «Школа»?
- Показательной в данном случае является последняя в первом семестре сессия, где наши слушатели представляли собственные социальные проекты, а эксперты оценивали их эффективность.
Сессию вела независимый консультант по оценке социальных программ и проектов, член международной сети «Оценка программ» Елена Преблагина. Федеральные эксперты (общественный деятель, член федерального совета ГКИ Ирина Ясина, член Общественной палаты РФ Алла Гербер и депутат Госдумы Валерий Зубов) и сами слушатели «Школы» анализировали работы коллег. Некоторые из проектов получили положительный отклик и поддержку.
Темы были различны: от общественного аудита регионального бюджета до создания парка семейного отдыха. А например, на сессии «Школы» 19 мая участники отрабатывали по ролям технологию наблюдения на выборах и делились уже имеющимся опытом.
По какому принципу выбираются лекторы?
- Предполагается, что лекторами становятся как специалисты-теоретики, так и практики в тех или иных областях. Уровень экспертов «Школы гражданских лидеров» очень высок и в каком-то смысле уникален. Губернаторы, члены Общественной палаты, депутаты Госдумы, ректоры крупнейших университетов, председатели общероссийских общественных объединений. Послушать и подискутировать с ними в различных регионах России, охваченных проектом, приходят представители органов власти, региональных некоммерческих организаций, бизнес-структур, политических партий и общественных движений, люди, формирующие общественное мнение в региональном сообществе. Все это создает редчайший синергетический эффект.
Кто из экспертов, на ваш взгляд, был наиболее интересен для слушателей «Школы»?
- Наибольший общественный резонанс в Челябинске вызвал приезд Ирины Прохоровой, которая заставила по-новому посмотреть на вопросы значимости культуры в современной России. Ирина Ясина говорила с участниками о простых вещах - о чести, о долге, а также об истории своей жизни, но именно этим никого не оставила равнодушным. Президент Фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров весьма драматично поднял тему модернизации. Запомнился экономист Евгений Гонтмахер, говоривший о социальном самочувствии России…
Какие результаты работы «Школы» уже заметны?
- Во-первых, многие участники проекта признают, что ШГЛ является уникальным явлением для Челябинской области по составу ее участников. «Школа» не политизирована и объединяет людей самых различных взглядов, которые находят консенсус. Появляется доверие, которого катастрофически не хватает для формирования гражданского общества.
Для примера: если на первой сессии проекта участники только знакомились с друг другом и формат сессии носил больше лекционный характер, то теперь слушатели начинают взаимодействовать друг с другом, подключатся к реализации проектов друг друга, получают полезные связи и контакты, а также методом краудсорсинга учатся находить решения поставленных проблем и вопросов.
Во-вторых, на основе анкетирования было выявлено, что обычно около 90 процентов участников признают семинары успешными и около 70 процентов отметили, что они получают информацию, которую потом смогут применить на практике. Я считаю, это очень важно.
Мы слышим много разговоров о необходимости формирования гражданского общества. Однако складывается впечатление, что вы плывете против течения: власть с подозрением относится к проявлениям гражданского самосознания. Вы - кружок оппозиционеров?
- Еще раз хотелось сделать акцент на общественно-просветительском характере проекта. Эту деятельность вряд ли назовешь оппозиционной, так как постоянными слушателями «Школы» являются в том числе депутаты, главы городов, представители партии «Единая Россия».
Из раза в раз мы активно приглашаем на наши сессии представителей органов власти. Здесь собираются профессионалы, думающие люди и нет политических лозунгов и навязывания собственного мнения. Кстати, слушатели, бывает, и спорят с нашими экспертами. Это нормально!
Так или иначе, на государственном уровне сейчас постоянно говорится о необходимости формирования институтов гражданского общества. Мы же всячески пытаемся стимулировать процесс. Ведь власть также заинтересована в инициативах на местах для передачи части функций на аутсорсинг, в особенности в ситуации жесткой экономии бюджетных средств и нехватки человеческих ресурсов.
Отвечая на ваш вопрос, можно процитировать эксперта ШГЛ, научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Григорьевича Ясина: «Я не сторонник каких-то таких революционных шагов - ломка, последующая реакция на нее и так далее. Я думаю, что это должно быть постепенное развитие, постепенный процесс. Надо шаг за шагом наращивать доверие общества к бизнесу и государству, доверие бизнеса к государству. Это такие вещи, которые революцией не решаются. Но если вы хотите добиваться успеха, так будьте добры, думайте об этом». Алексей Леонидович Кудрин, на одном из заседаний федерального КГИ сказал: «Мы не спринтеры - мы марафонцы. В гражданском строительстве необходимо терпение и кропотливая работа». Вот этой работой мы и занимаемся.
Инициаторы проекта Кудрин и Прохоров все время интригуют общественность. То кажется, будто они в опале, то вдруг выясняется, что в нынешней системе принятия решений они занимают важное место…
- И Алексей Леонидович, и Михаил Дмитриевич встроены в процесс принятия решения и в общую систему координат - один, как экс-министр финансов России, неоднократно признаваемый лучшим министром финансов в мире, другой, как представитель крупного бизнеса. Не считаться с их мнением невозможно. Каждый имеет серьезный авторитет в своих кругах и во власти.
Справка
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве