Весенняя рокировка в правительстве Южного Урала удивила даже видавших виды политологов
После трехлетней работы в министерстве информационных технологий и связи Дмитрия Тарасова назначили исполняющим обязанности министра здравоохранения.
Два месяца обсуждали: утвердят или не утвердят? Параллельно гуляли самые разнообразные слухи, порой совершенно неожиданные. А в это время региональный минздрав работал. Помногу и подолгу, с восьми утра и допоздна. Расходящиеся после восьми часов вечера сотрудники уже никого не удивляли. Вот когда после полуночи – тут охранники надолго задумываются.
- Дмитрий Алексеевич, неужели это нормальный стиль работы?
- Нет, это объем работы в период антикризисного управления. Хозяйство большое, требующее понимания и перестройки. Вникаю в боевом режиме. Скучно не бывает, каждый день что-то изменяется.
- Вы и от подчиненных требуете такого же ритма?
- Нет задачи заставить подчиненных высиживать подольше специально. Сделал все, что требуется, - можешь с чистой совестью идти домой, никаких претензий. Но что-то пока таких не замечено.
- Штат министерства менять будете?
- Основные изменения уже произошли. Дальше каждый принимает для себя решение. Устраивают предложенные условия - отлично. Обычно сами уходят те, кто не выдерживает.
- Вы сейчас ездите по области и не можете не видеть, что врачи на местах не получают те 30-40 тысяч рублей, о которых отчитывались ФОМС и минздрав.
- Я прекрасно понимаю, что такое средняя зарплата по больнице. Разумеется, если сложить трижды по 100 тысяч рублей и десять раз по 10 тысяч, как раз 40 тысяч и получится. Есть больницы, где врачи получают эти деньги, чаще - нет. На 90 процентов это зависит от главного врача, его позиции. Поэтому сейчас мы занимаемся разработкой эффективного контракта главных врачей и оптимизацией штатного расписания.
- В мининформе вы также жестко начинали?
- Там все начиналось с нуля. И тоже многие недоумевали: «Зачем нам нужно такое министерство и министр-врач, он же не знает, как в Сеть войти», а теперь говорят: «Айтишника на медицину поставили».
- Дмитрий Алексеевич, а на самом деле вы кто - медик или компьютерщик?
- Медицина для меня – любимое дело. Вся семья медицинская, дедушка и бабушка - академики. Николай Иванович Тарасов, известный уролог, был первым ректором Уральского института повышения квалификации врачей. Бабушка Лариса Николаевна Тарасова (ее, к сожалению, уже нет) стояла у истоков офтальмологической службы на Южном Урале. Я дежурить начал с отцом в областной больнице с десятого класса. Потом пошел санитарить в приемном покое - это же вход в специальность.
- Как же вы решились такую любимую работу бросить?
- А я и не бросил. Все новшества отсматривал и отсматриваю. На Московской выставке медоборудования уже два года назад стоял робот «Да Винчи». Конечно, с удовольствием попробовал, оценил. Удобно, когда у хирурга пять рук. Только стоит это технологическое чудо очень недешево.
- Скажите, а в региональном министерстве информационных технологий что вам удалось сделать?
- Главным направлением был проект «Электронное правительство». Многое из сделанного в нем не видно рядовым жителям области. Например, запустили электронный документооборот и похозяйственный учет. Эту работу можно оценить только в тот момент, когда обращаешься в органы власти за госуслугой. Скорость ее предоставления ощутимо вырастает. Сейчас работа продолжается, на сегодняшний день уже около 120 услуг переведено в электронный вид.
Создали центр обработки данных правительства Челябинской области, запустили систему социального экономического мониторинга. Ну, в общем, много чего сделали полезного. Сейчас область по разным показателям входит в первую десятку России по реализации федеральной программы «Информационное общество».
- Почему же тогда у нас в медицине электронные технологии не работают?
- Давайте сначала поймем, куда мы стремимся. В здравоохранении процессы, сопутствующие лечению (оформление документации, рецептов, справок, счетов), занимают чрезмерное количество времени. Медицина очень сильно забюрократизирована, в том числе и потому, что это отрасль, касающаяся жизни людей. Сократить это время помогут информационные технологии. Это и будет львиная доля оптимизации.
Программные продукты, которые у нас уже заведены, это прежде всего электронные паспорта лечебно-профилактических учреждений. В них отражены вся материально-техническая база больницы до последнего болта, все работающие специалисты, ресурсы, которыми располагает каждая больница или поликлиника области, какую помощь она может оказать. То есть полный срез для аналитики. В бумаге это огромные кипы документов. Как это все прочитать, сравнить, проанализировать? Нереально! Зона управленческой деятельности однозначно подлежит автоматизации.
Очень удобна и для врача, и для пациента электронная медицинская карта, которая содержит всю информацию о больном и обновляется.
- Помните старую советскую шутку. «История болезни пишется для прокурора»? Это правда, что суды сегодня не рассматривают электронные истории болезни?
- Да, действующее законодательство этого не позволяет. Поэтому даже в самых продвинутых больницах документация ведется в двух видах - электронном и бумажном, куда ставятся печать и подпись. Сегодня уже есть технические средства, позволяющие идентифицировать каждого человека в ИТ-пространстве, - электронно-цифровая подпись. То есть технически создана зона юридической значимости, уравнивающая подпись ручкой и электронную. Это решение должно быть принято на уровне главы государства. Но затык в том, что мы сами пока не готовы нормально пользоваться электронными сервисами. Процесс должен пройти все традиционные этапы внедрения.
- Мы не готовы к информатизации медицины, потому что врачи у нас в основном пожилые?
- Медицина - наука консервативная, ее стандарты пишутся кровью, так же как СНИПы в строительстве. Поэтому любое изменение в лечении должно быть очень тщательно оценено, причем до того, как ты это сделал. Любые изменения требуют тщательной проверки.
- Но такие простые вещи, как call-центр, запись к врачам по телефону, почему у нас так вяло развиваются? Ведь они помогут избавиться от очередей в поликлиниках.
- Бесперспективно бороться с очередями с помощью электронной записи к врачу. Так же как этому не помогут лавочки, расставленные в коридоре поликлиник. Конечно, это то изменение, которое обращено к пациенту, видно ему, поэтому чаще всего и обсуждается. Это сервис. А основной метод борьбы с очередями - модернизация, которая включит в себя первичную сортировку пациентов на уровне врача общей практики. Создание специализированных центров оказания высокотехнологической помощи и развитие дневных стационаров, работа врачей общей практики на местах решат задачу очередей в медицинских учреждениях.
- Давно ли Гринпис жаловался в Минздрав России по поводу закрытия участковой больницы в Бродокалмаке. А тут народ вообще в атаку на вас пойдет.
- Это происходит от недостатка информации. В Бродокалмаке был круглосуточный стационар, который был круглогодично недогружен. Что изменилось? Минздрав перевел больницу на дневной стационар. Мы сохранили койки сестринского ухода. При этом в поселке есть офис врача общей практики и две машины «скорой помощи», которые возят больных в ЦРБ и обратно. То есть, по сути, помощь людям только улучшилась. Но подключились активные массы, у которых есть свои задачи. В итоге такой вот неконструктивный шум.
По моему глубокому убеждению, оптимизация больниц приводит к улучшению медицинской помощи, делает ее более адекватной.
- Но ведь без решения самой больной проблемы - кадровой - эта помощь все равно лучше не станет. Как пациент я больше всего страдаю оттого, что не могу попасть к нужному специалисту или участковый врач меня не устраивает.
- Уже запущен ряд программ по привлечению молодых специалистов: это и обеспечение их жильем, и миллион подъемных, премии губернатора, конкурсы для среднего персонала. Но чтобы заставить выпускников идти в профессию, надо поднять статус врача.
Еще 30 лет назад врач был уважаемым человеком, которому не стыдно было появиться в обществе. А что сегодня? С моего курса докторами работают всего процентов 15-20. Тут, безусловно, должны действовать и материальные рычаги.
- Но поступают-то в Челябинский медуниверситет охотно. В этом году здесь опять самый большой конкурс. Почему бы не ввести распределение бюджетников?
- Считаю это правильным. Сам работал в Бредах, пусть и недолго. Это хороший опыт, врачи должны представлять, что такое ЦРБ, как работают на селе. Если в тебя как целевика твой район вложил деньги, - отработай. Должен Родине - отдай!
- Дмитрий Алексеевич, у вас двое сыновей. Неужели они тоже пойдут в медицину по семейным стопам?
- Они еще маленькие. Подрастут - выберут сами. Но препятствовать их выбору я точно не буду. Они мужчины, пусть сами принимают решение и несут за него ответственность.
Блиц опрос
Любимая книга - «Обитаемый остров» Стругацких
Любимая музыка - По настроению, Стинг, Розенбаум, Высоцкий, классика.
Любимый отдых - Работа
Любимое блюдо - Борщ