Константин Нациевский: «В политике нельзя размахивать шашкой»
Законодательная власть, похоже, остается единственным островком стабильности во властном «архипелаге» Челябинской области. Если региональное правительство то и дело меняет формат и тасует собственные кадры, если Областной суд уже полгода обходится без председателя, то деятельность ЗСО, напротив, напоминает работу безупречно отлаженного часового механизма. Заседания южноуральского парламента проходят четко по графику, вынесенные на них вопросы принимаются быстро и без особых споров.
Насколько это впечатление соответствует реальности? И какова роль оппозиционных партий в процессе законотворчества? Об этом нам рассказывает лидер фракции КПРФ в Заксобрании Челябинской области Константин Нациевский.
- Константин Олегович, ваша фракция довольно немногочисленна. В ней всего четыре человека…
- По сути, три. Бывшая первый секретарь Челябинского обкома КПРФ, бывшая коммунист Светлана Поклоннова ведет сегодня самостоятельное плавание непонятно в какую сторону, непонятно под каким флагом. В заседаниях нашей фракции она не участвует, не отчитывается, на наши инициативы не реагирует и их не поддерживает, поэтому язык не поворачивается назвать ее депутатом-коммунистом. Мы даже не знаем, как она голосует по тем или иным вопросам.
- Тем более! Трое из 60 депутатов ЗСО, львиная доля из которых – единороссы. Как удается вам проводить свою линию?
- Это нетрудно, когда ты работаешь бок о бок с настоящими профессионалами в парламентской деятельности. А подавляющее большинство депутатов ЗСО, я убежден, таковыми и являются. Показателем этого профессионализма является, в том числе, и отношение к оппозиции.
Наш голос слышен, он всегда учитывается. С мнением депутатов-коммунистов считаются, наши начинания очень часто находят поддержку, тем более что члены фракции КПРФ работают в таких важных комитетах как комитет по строительству, комитет по законодательству и комитет по социальной политике.
- Можете привести конкретные примеры своих инициатив?
- С законодательными инициативами наша фракция выходит регулярно. На сегодняшний момент пять или шесть из них уже реализовано. До того, как был принят федеральный закон о народном образовании, мы предлагали свой, альтернативный проект и просили коллег из ЗСО поддержать его. Правда, нас не услышали в Госдуме, но усилия даром не пропали, многие положения из нашего варианта все-таки нашли отражение в федеральном законе. В прошлом году нами были внесены значительные поправки в Закон о митингах - мы стали авторами около десятка поправок, часть из них прошла. Еще в июне коммунистами был внесен проект закона о постоянном и целевом контроле за исполнением принятых депутатами ЗСО законов. Это чисто техническая работа, она не связана с пиаром. Мы работаем в заданном темпе и намерены довести свою работу до конца.
- Известно, что коммунисты Челябинской области, как и ваши однопартийцы из других регионов, активно собирают подписи под требованием отставки правительства Медведева. Чем вам не угодил Дмитрий Анатольевич?
- Сегодня федеральное правительство проводит либеральную политику, которая губительна для нашей страны. Эта политика негативно отражается и на экономике, и на жилищно-коммунальном хозяйстве, и на социальной сфере. Да, наше несогласие с курсом Медведева выражается в проведении мероприятий по сбору голосов за отставку его кабинета. С такой инициативой выступили депутаты Госдумы от КПРФ. По всей стране уже собрано более двух миллионов подписей.
Мысли, которые время от времени озвучивает Медведев, коммунистов категорически не устраивают. В одном из последних его выступлений я между строк прочитал: государство собирается снять с себя заботу о трудоустройстве своих граждан. Скажите, зачем нужно такое правительство, которое отказывается от обязательств поддерживать простых людей?
- Как вы собираете эти подписи?
- Механизм следующий. У нас есть опросные листы, в которых люди, кроме своего мнения, оставляют еще и паспортные данные. Пусть этот лист не является полноценным документом, но он вполне ясно указывает на волеизъявление конкретного гражданина. Если больше ста тысяч респондентов выскажется за отставку, то Госдума обязана будет рассмотреть этот вопрос. Подписи свидетельствуют: инициатива имеет народную поддержку. Это не какой-то политический заказ и не сведение счетов, это требование избирателей.
- Вы замахнулись на центральное правительство. Но разве меньше претензий к правительству региональному? Вон, дефицит областного бюджета уже зашкалил за 17 миллиардов…
- Во-первых, 17 миллиардов рублей – цифра для области не критичная. К концу года будут выплачиваться акцизы и ситуация несколько выровняется. По крайней мере, я надеюсь на это. А во-вторых, у нас есть четкое понимание того, что сегодня правительство области работает в рамках той модели, которую формирует федеральный центр. Растущий дефицит бюджета - прямой результат установленных Медведевым бюджетных отношений с регионами. На края, республики и области возлагается все больше обязательств и полномочий. А денег под это выделяется, мягко говоря, недостаточно. Это вынуждает субъекты влезать в долги.
Чтобы выполнить майские указы Президента, область вынуждена снова и снова занимать. Потом много лет нам придется выплачивать проценты по долгам в ущерб экономике и социальной сфере. Все это говорит о неэффективности федерального правительства. Можно долго рассуждать о том, хороший или плохой Юревич, хороший или плохой Комяков. Но сегодня все замыкается на Федерацию, вот с чего надо начинать!
- Если следовать вашей логике, то во всех наших проблемах виновата лишь Москва…
- Играя на нынешней ситуации, было бы проще всего сказать, что все у нас в области плохо. Но я пользуюсь объективной информацией и вижу: не все так безнадежно. Да, не сделано очень многое, но давайте смотреть правде в глаза. Вот совсем недавно Президент отметил нашу область как одну из ведущих в стране по обеспечению рабочими местами. Разве это достижение с Луны свалилось? Я это к чему? Нельзя ничего оценивать лишь по двум критериям – черное и белое. У каждой проблемы есть несколько сторон. Считаю, что сегодня на Южном Урале многое делается правильно, мы идем в ногу со временем.
- Коммунисты ЗСО находят общий язык с другими оппозиционными фракциями?
- Конечно, мы взаимодействуем со всеми силами в ЗСО. С оппозиционными фракциями, с либерал-демократами и со «Справедливой Россией», часто объединяемся по тем или иным вопросам. Так мы уже неоднократно поступали.
- А есть у вашей фракции какая-то особенность? Своя, собственная, только ей присущая?
- Есть. Мы никогда ничего не делаем втихаря, наша позиция всегда четкая, ясная. Коммунисты никогда не будут поддерживать и уж тем более продвигать те законы, которые вредят нашему народу, нашей области, нашему государству. Нам чужд популизм. Да, используя подобные методы, можно на какое-то время стать популярным деятелем. Но именно деятелем, а не политиком. Да и то ненадолго.
- А вас, как депутата, какие вопросы волнуют сегодня больше всего?
- Вопросов много. Вот мы отчитались, что средняя зарплата учителя на Южном Урале - 26 тысяч рублей. А у меня есть обращения от учителей, что реальная зарплата – 10-12 тысяч. Это при том, что они вырабатывают положенные 18 часов. Откуда же взялись эти 26 тысяч? А вот откуда: чтобы получать эти деньги, учитель должен брать полторы-две ставки. Подразумевалось, что у учителя с повышением зарплаты будет больше времени на самообразование, на подготовку. А что вышло? Учитель берет дополнительные часы и уподобляется загнанной лошади. Он бегает с одного урока на другой. Закономерный вопрос: насколько качественными будут знания, которые он дает своим ученикам? Получается, мы сами, своими руками делаем нашу систему образования неэффективной.
Теперь о здравоохранении. Одна из главных проблем – нехватка кадров. В рамках программы модернизации мы закупили массу дорогого оборудования, а работать на нем некому. Но даже тем специалистам, что имеются, мы не хотим платить достойно. Не так давно мы, депутаты, выезжали в Чебаркуль, встречались там с медиками. Спрашиваю главного врача больницы: как зарплата? Он: я доволен! А доволен потому, что работает с утра до вечера. Наберет дежурств, ставок и выходит более-менее приемлемая сумма.
Но почему наши врачи должны работать вдвое больше нормы? Почему нет такой ставки, при которой зарплата была бы достойной? Не пять тысяч, а 15 или 20! В прошлом году поехали мы в Магнитогорск в перинатальный центр. Оборудование там закупили по программе модернизации, кровать специальную фирмы Сименс за 800 тысяч. Молодой человек, который на этом дорогущем оборудовании работает, прошел специальное обучение. Он в красках рассказал нам все достоинства этого оборудования. Мы спрашиваем: сколько получаете? Он замялся. Выяснилось: шесть тысяч – зарплата на руки. Как так? Человек отучился семь лет, потом специальные курсы закончил – и получает копейки! Мне объясняют: в здравоохранении это норма, пока стажа нет. Почему на уровне федерального регулирования нам не поднять этот минимум?
- Константин Олегович, в политике вы сравнительно недавно. У вас уже сформировалось мнение, каким должен быть настоящий политик?
- Да, для себя я сделал главный вывод: в политике нельзя шашкой махать. Будь ты хоть какой опытный и десять раз харизматичный, но с наскока никогда ничего не получится. Чтобы твое начинание получило поддержку и было реализовано, нужно вести ежедневную целенаправленную кропотливую работу.
- Какой смысл вы вкладываете в слово коммунист?
- Лично для меня быть коммунистом, значит делать то, что нужно твоему народу, твоим согражданам. Защищать то, что важно для твоих земляков. Пафосно звучит? Но я говорю о конкретных людях, о тех, кто живет с тобой в одном подъезде, ездит на работу в одном троллейбусе. Для коммунистов слово солидарность – вовсе не пустой звук. Вот недавний пример: в сентябре, в Единый день голосования однопартийцы из Башкирии попросили нас помочь с наблюдателями на избирательных участках (у них в этот день проходили выборы в республиканский парламент). Челябинцы отреагировали быстро и командировали в соседнюю республику сразу несколько делегаций.
- В начале нашей беседы вы упомянули о том, что не знаете, как голосует ваша коллега Светлана Поклоннова. Наверное, такой проблемы не было бы, существуй в ЗСО практика публикации итогов поименного голосования. Почему в нашем Заксобрании невозможно узнать кто из депутатов как и за что проголосовал?
- Я бы тоже очень хотел узнать ответ на этот вопрос. Задайте его руководству ЗСО. Что касается меня, то я был бы только за, потому что избирателям сразу стало бы понятно, как голосуют члены фракции КПРФ. Если бы раскрывалась эта информация, нам было бы проще рассказать людям о своей позиции.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве