Челябинск будет прирастать не территорией, а инициативой

Челябинск будет прирастать не территорией, а инициативой

В минувший вторник в Доме архитекторов впервые представили результаты анализа генплана Челябинска.

Произошло это на заседании общественного совета при Челябинской региональной организации Союза архитекторов России. Результаты работы - это три тома и десяток схем и планов. Главный вывод несколько неожиданный - существующий генплан требует корректировки, но границы Челябинска расширять не стоит.

Немного предыстории. Чуть больше года назад власти Челябинска с подачи губернатора М. Юревича подняли вопрос о необходимости изменения генплана города. Назывались несколько причин. В частности, прежний генплан (утвержден в 2003 году, а разработан еще раньше) не учитывал взрывную автомобилизацию, необходимость активно привлекать в город инвестиции и т.д. Но главным движущим фактором стал интерес застройщиков. Им нужны новые площади. Решение проблемы виделось через изменение границ города.

Разработку обоснования корректировки генплана муниципалитет поручил МУП «Архитектурно-планировочный центр». Во вторник его директор Александр Малышев поразил всех присутствовавших в Доме архитектора, перечислив организации и экспертов, принимавших участие в работе над документом. Это статистики, экономисты (в том числе международники), социологи, архитекторы, строители и т.д. Как утверждает А. Малышев, впервые в России была создана математическая модель развития города.

Главный архитектор проекта обоснования корректировки генплана руководитель фирмы "СК Проект" Сергей Кузнецов рассказал, что были проанализированы основные показатели развития Челябинска и сделаны прогнозные расчеты. Численность населения в 2012 году практически соответствует цифре, заложенной в генплане (1156,5 тыс. и 1153 тыс. человек соответственно). К 2020 году (окончание действия генплана) численность жителей не будет существенно превышать прогнозные 1235 тыс. А к 2030 году при благоприятных условиях население Челябинска может составить 1359 тыс. человек.

Исходя из перспективной нормы (30 кв.м. на человека) и анализа территорий, запланированных под жилзастройку, эксперты сделали вывод, что все мы до 2020 года уместимся в существующих границах Челябинска. Более того, у города (и застройщиков) есть резерв - кварталы «хрущевок» («срок годности» которых 50 лет и уже истекает), а также коллективные сады (расположение их в черте города - нонсенс).

Наибольшую обеспокоенность у проектировщиков вызывает тема занятости населения. При прогнозном росте населения к 2035 году на 200 тысяч человек, городу нужно создавать 2-3 тысячи рабочих мест ежегодно уже сейчас. И пока не совсем ясно, за счет чего. Это проблема политико-экономическая.

Со своей стороны градостроители предлагают уже сегодня зарезервировать малопригодные для жилой застройки территории на северо-востоке и юго-западе Челябинска под новые производства, логистические центры и технопарки. Причем эти площадки должны быть обеспечены инфраструктурой для будущих инвесторов.

Не менее сложная проблема - транспорт. Хотя здесь есть понимание, как это делать. После соединения Троицкого и Курганского тракта город получил объездное кольцо, куда уходит до 60 процентов транзита. Однако внутригородские потоки это кольцо не расшивает. Транспорт концентрируется в центре, и, по мнению экспертов, сколько дороги здесь не расширяй, рано или поздно мы получим все те же пробки. Выход видится в создании «малого транспортного кольца» с непрерывным движением на границе городской застройки. Оно будет перехватывать трафик и уводить его из центра города.

С. Кузнецов поделился наблюдением: в 70 процентах машин днем, как правило, едет по одному человеку. Во многих семьях уже по два автомобиля. Поэтому следующая очевидная мера - все-таки развитие общественного транспорта и вытеснение из центра индивидуального. Эксперты сходятся во мнении, что другого пути у Челябинска просто нет, эта судьба всех мегаполисов, не потерявших человеческое лицо.

Наконец, последний вопрос - стратегическое взаимодействие города и пригородов. У последних есть свои проекты территориального планирования, и они часто делались без учета соседства с мегаполисом, а иногда показатели развития просто брались с потолка. Дорожная сеть формируется здесь как поселковые улицы без учета перспективных транспортных потоков. Пора разработать комплексную схему территориального планирования прилегающих к Челябинску районов. Так или иначе, у города и пригородов общая судьба челябинской агломерации.

В целом, потенциал планировочной структуры предыдущих генпланов Челябинска (один из которых, как известно, получил в советское время Госпремию) не исчерпан и позволяет городу развиваться до расчетного 2020 года. Нынешние предложения по его корректировке - это во многом уже эскизы для будущего генплана. А городу предложено развиваться не экстенсивно, а эффективно.

Как отметил председатель челябинского Союза архитекторов Сергей Якобюк, хорошо, что такой разговор ведется при участии профессионального сообщества и общественности. Жизнь становится быстрее, реагировать на новые вызовы нужно своевременно. К таковым, помимо привлечения инвестиций, в прениях были отнесены экология и создание благоприятной городской атмосферы, в которой заводится инициатива горожан. Именно она становится драйвером развития городов в XXI веке.

VK31226318