С 2014 года будущих врачей будут учить по-новому
Реформа медицинского образования связана с тем, что в стране катастрофически не хватает врачей. Речь идет об участковых терапевтах и педиатрах. По замыслу реформаторов, начиная с 2017 года, выпускники сразу после учебы в вузе должны приступить к работе в поликлиниках.
Нововведения вызывают много вопросов. Ответить на них мы попросили ректора Южно-Уральского медицинского университета Илью Долгушина.
- Илья Ильич, это правда, что интернатуру отменяют?
- Да. В 16 году будет сделан последний прием в интернатуру. Далее согласно закону об охране здоровья и закону об образовании интернатуры уже не будет.
- Что дальше? Все выпускники стройными рядами пойдут в поликлиники?
- Распределения как такового не будет. Но все выпускники без исключения и лечебного, и педиатрического, и стоматологического факультетов после учебы должны отработать два года в первичном звене здравоохранения, то есть оказывать амбулаторно-поликлиническую помощь.
- Значит, сначала отдать долг Родине, как в армии. А потом продолжить учебу по специализации?
- Если до 16 года в закон не внесут изменения. Я так думаю, что небольшое количество мест для поступления в ординатуру все-таки оставят.
- Но можем ли мы доверить свое здоровье вчерашнему студенту?
- Предстоящие изменения в системе послевузовского образования заставили нас внести коррективы в учебный процесс. Наши студенты занимаются по стандартам третьего, последнего поколения. У нас сейчас весь шестой курс, по сути, субординатура, то есть первичная специализация по поликлинической терапии и педиатрии, когда они работают под наблюдением опытных врачей.
Мы готовим специалиста широкого профиля. Это не участковый врач в привычном понимании. В его дипломе будет написано врач общей практики. Он сможет оказать и терапевтическую, и экстренную помощь, и роды принять, если нужно, как это и происходит во всем цивилизованном мире.
- То есть он будет не просто диспетчером, который, по нашему обывательскому представлению, занят тем, что выписывает больничные листы и направляет больных к узким специалистам?
- Нет, он вполне самостоятельный врач, который должен поставить диагноз, обследовать больного, назначить ему лечение. А ведь сейчас выпускнику без прохождения интернатуры запрещен доступ к больному. Он общается с ним только под наблюдением другого опытного врача.
- Но нужна ли выпускнику такая школа жизни? Не приведет ли она его к профессиональной деградации?
- Настоящий врач должен ее пройти обязательно. Ведь самые сложные больные идут как раз через участок. Эта школа жизни научит молодого врача быть самостоятельным и ответственным за свои решения.
- Не придется ли людям, окончившим интернатуру, переучиваться?
- Документы никто не собирается отменять. Хотя любому врачу, не зависимо от специализации, учиться придется всю жизнь.
Что придет на смену? Ординатура. Она будет разной по продолжительности: от года до пяти лет. Для терапевта, например, достаточно для подготовки и года. Для кардиолога потребуется не менее двух лет. Дольше других будут учиться врачи, которые должны овладеть мануальными навыками, то есть хирурги.
Но самое кардинальное изменение в системе дополнительного образования - это переход от лицензирования и аккредитации лечебных учреждений к аккредитации специалистов.
Начиная с 16 года, каждый врач получит свой, так называемый аккредитационный лист, где будут записаны те навыки, которые он освоил в процессе обучения. Он будет самостоятельно выстраивать траекторию своего профессионального роста. Он может поехать, например, туда, где успешно занимаются пересадкой почки. И овладеть такой операцией, если ему это интересно. При аккредитации будут учитывать участие в конференциях, стажировки и многое другое. Важно набрать необходимое число, так называемых кредитов, то есть учебных часов.
После этого врач обращается в аккредитационную комиссию, которую выбирает тоже по своему желанию. И уже она выдает свидетельство на право конкретного вида лечебной деятельности.
Неприятность заключается в том, что начиная с 16 года, все дополнительное образование переходит с федерального уровня на региональный. И не исключено, что территория бесплатного обучения сузится. Многое будет зависеть от финансовых возможностей региона.
Ответственность за подготовку нужного специалиста может взять на себя лечебное учреждение, если оно заинтересовано в профессиональных кадрах.
- Можно ли, обучаясь в ординатуре, работать узким специалистом?
- Нет, конечно. Без документа к больному никто не допустит врача.
- Что мы, как пациенты, получим от этих перемен?
- Врачей. Сегодня по данным Министерства здравоохранения на десять тысяч жителей приходится около пяти врачей первичного звена. Это в два-два с половиной раза ниже нормы Всемирной организации здравоохранения. Когда врач за час должен осмотреть 10-12 человек, что он сумеет сделать? Большую часть времени у него занимает не лечение, а бумажная работа.
- Не отпугнут ли ваших абитуриентов грядущие перемены?
- Сегодня в медицинские вузы поступает элита, самые подготовленные, творческие, одаренные ребята. Их не пугает ни скромная зарплата, ни все остальное. И главное, что все наши выпускники неплохо устраиваются.
Ну, а мы постараемся их не разочаровывать. Вот решили двигаться в сторону научно-исследовательского университета. Выиграли конкурс и вошли в целевую программу по созданию биотехнологического центра. Если его осилим, то это будет очень серьезный рывок вперед.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве