Выборы как повод «переделить»
Южный Урал вновь стал ареной публичного конфликта региональной власти с оппонентами. На этот раз он подогревается предстоящими осенью выборами в гордуму.
За что бьются бизнес и власть
- В основе любого политического конфликта лежат проблемы экономики и денежных отношений, - поясняет руководитель научно-образовательного центра при Уральском отделении РАН Сергей Гордеев. - С самого начала губернатор сделал ставку не на повышение эффективности существующих производств, а на альтернативные проекты. Само по себе это неплохо. Однако поиск альтернативы предполагает наличие стратегического видения.
У нас же разработке стратегии предпочли использовать имиджевые технологии. В массы постоянно вбрасывался какой-нибудь новый лозунг, который уже через пару месяцев сменялся другим.
В итоге вместо реальной экономической альтернативы мы получили несколько разовых и разрозненных проектов - от «дорожной революции» до наращивания производства курятины и строительства недалеко от Челябинска комбината по производству медной руды. Кстати, попробуй теперь объяснить жителям области и инвесторам, почему появление этого предприятия - хорошо, а работа, например, ЧЭМК - плохо.Иными словами, происходит окончательная хозяйственная разбалансировка. Экономика в целом становится неэффективной.
- В такой ситуации возникает естественное желание ее передела, - говорит Сергей Гордеев. - Какие именно фигуры в этом участвуют, не столь важно. Сегодня это Аристов и Барышев. Но может быть кто угодно. Противоположная им сторона, естественно, старается не допустить пересмотра сфер финансового влияния. Можно сказать, что конфликт этих двух групп копился давно. Но его суть не в противостоянии конкретных людей, а в том, что он - порождение экономической ситуации в целом. Обратите внимание: термин «Калининская семья» появился вновь тогда, когда в бюджете обострились проблемы с деньгами.
С. Гордеев отмечает еще несколько тенденций. Первая - потеря региональной властью многих управленческих рычагов. И это - результат просчетов в подборе участников команды администрации.
- Сейчас команда практически отсутствует, - отмечает Сергей Гордеев. - Так же, как и систематическая кадровая работа по ее формированию. Отсюда низкий уровень культуры управленческой среды. Наблюдаем постоянный поиск стрелочников. Возмутилась общественность по поводу идеи покупки дорогих автомобилей - нашли крайнего. При этом очевидно, что это не шаг к выработке новых принципов поведения чиновника, а нервная реакция на огласку.
Испытывая разлад взаимоотношений внутри себя, администрация продолжает политику самоизоляции от любого рода оппонентов. По мнению Сергея Гордеева, этот тренд в последнее время усилился. Причем поведение руководства области сегодня уже входит в противоречие с тактикой Кремля.
- Федеральный центр в качестве реакции на трудности демонстрирует хоть какие-то попытки консолидации общества, - отмечает эксперт. - Среди них помилование Ходорковского, проведение амнистии. А в действиях властей нашего региона по-прежнему главенствует принцип «Кто не с нами, тот против нас».
Гордума может стать явью
Тем не менее фактор грядущих в сентябре выборов в городскую Думу на фоне пока еще легкой экономической лихорадки - хороший повод попытаться изменить в областном центре (а значит и регионе в целом) общественно-политический расклад. Именно депутаты на данный момент выбирают главу города и утверждают его сити-менеджера. То есть при оптимистичном для оппозиции сценарии она может впервые за долгое время оформить себя в официальном статусе, причем не в виде мало что значащей в нашей системе партии или общественной структуры. Речь идет о должностях относительно влиятельных. Теоретически это может привести к росту влияния гордумы, сдвигу ее приоритетов на решение насущных городских проблем.
- Не считаю, что происходящее в области можно охарактеризовать как оживление политической жизни, - говорит кандидат философских наук, профессор Владимир Помыкалов. - Мы наблюдаем очередную борьбу между представителями финансово-экономической элиты. Но в предвыборной ситуации эта борьба вызывает интерес у широких слоев граждан, активизируя их сознание. Именно они обеспечивают политический аспект происходящего.
По мнению Владимира Помыкалова, косвенным результатом конфликта кланов может стать изменение роли городской Думы. У кандидатов, поставленных в ситуацию публичной борьбы за депутатское кресло, появится стимул для более содержательного диалога с избирателем ради улучшения городской среды.
Вопрос в том, способен ли избиратель вести такой диалог.
Принято считать, что несколько групп влияния на значимые процессы всегда лучше, чем одна. В наличии альтернативы видится едва ли не источник демократии. При этом упускается из виду значимый компонент: существование двух центров силы приносит безусловную пользу тогда, когда их состязательность способен оценить более-менее квалифицированный арбитр.
Таковым обычно является гражданское общество, представляющее собой сеть бесчисленного множества общественных организаций - объединений людей, стремящихся к достижению вполне осязаемых целей. Такие объединения способны сами формировать повестку и среди представителей власти искать союзников в ее реализации. И спрашивать с них за исполнение союзнических обязательств.
У нас процесс зарождения такой общественной среды протекает довольно вяло и редко выходит в широкую публичную плоскость. А значит, возможности вовлечения в него все новых людей (и как следствие - создания среды критично, но позитивно настроенных избирателей) ограничены.
В итоге с обеих сторон конфликта мы наблюдаем отношение к избирателю как к ресурсу. И этот ресурс мобилизуется ради финансово-экономических амбиций кланов элиты.
Две правды из одной области
В мобилизации электората задействован информационный ресурс. Позицию губернатора в экономическом конфликте отстаивает газета «Правда и жизнь», выпускаемая издательским домом «Гранада Пресс». Печатный орган оппонентов власти - «Южноуральская правда». Она - продукт ООО «Медиацентр Альфа».
В том числе по этим газетам можно отслеживать, как оппоненты обмениваются ударами. Критики власти (им всегда проще) бьют по некогда козырным, а теперь наиболее уязвимым идейным активам губернатора. Среди них - построение многоотраслевой экономики (банкротство «Уралбройлера», по мнению оппозиционеров, ставит под сомнение мечты о Южном Урале как об аграрном крае).
Помимо банального вскрытия просчетов, пиар-команда бизнес-оппозиционеров демонстрирует вполне инновационный подход. Например, организован клуб «Гласность», куда журналистов приглашают пообщаться с интересными людьми. Не в формате пресс-конференции, а для выстраивания отношений. С точки зрения практики взаимодействия журналистов и пиар-служб это выглядит несколько странно. Но ведь неисповедимы пути инноваций.
Интересно, что, судя по содержанию альтернативных друг другу газет, кланы-конкуренты намерены использовать «фактор Москвы». Оппоненты Михаила Юревича указывают, что, сталкиваясь с трудностями в решении проблем, он переводит стрелки на федералов. Губернаторский ресурс, в свою очередь, прямо обвиняет Александра Аристова и Андрея Барышева в угрозе социально-политической стабильности. Делается акцент на то, что тиражирование дискредитации губернатора происходит по методу западных спецслужб. Такое чувство, будто читаешь ремикс кремлевской пропаганды.
Ссылки (иногда комичные) обеих группировок на Москву показывают степень централизации в России всего и вся: даже кампания в гордуму уральского города не обходится без оглядок на столичный авторитет. Косвенное объяснение тому можно найти в словах Сергея Гордеева:
- В последнее время усилилась роль федерального центра при распределении денег, - говорит он. - Если раньше губернатор мог просто выделить их на решение острой, текущей проблемы, то теперь многие расходы регулируются из Москвы.
Каковы же последствия нынешнего положения дел? Во-первых, дальнейшее ухудшение инвестиционного климата. Когда нет прозрачных правил выбора решений, появление двух псевдопрозрачных центров силы на серьезного инвестора действует невротически. Во-вторых, преобладание у конкурентов именно экономической мотивации (пока не было случая убедиться в обратном) не способствует созданию реальных политических институтов. Где гарантия того, что оппозиционный клан, даже в случае победы, не использует власть в качестве бизнес-актива?
В-третьих, вовлечение в такого рода конкуренцию большого числа общественно пассивных, но любящих правду людей, приведет к очередному их разочарованию в выборах и другой «политической ерунде». Сразу ведь не разберешь, что к политике в ее цивилизованном значении практика российских управленцев имеет отношение косвенное.
Вот если бы на выборах в гордуму появилась третья сила. Вопрос лишь в том, откуда она возьмется…
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве