Южноуральскому бизнесу нужна государственная поддержка за рубежом
Смена руководства области позволит защитить интересы ключевых компаний Южного Урала за рубежом.
При условии, если в регионе появится внятная промышленная стратегия. Об этом размышляет заведующий кафедрой политических наук ЧелГУ профессор Андрей Пасс.
- Андрей Аркадьевич, на ваш взгляд, чем «время Дубровского» будет отличаться от периодов губернаторства Петра Сумина и Михаила Юревича?
- Цель правления Петра Сумина - выйти из кризиса. Любая революция (а мы в 90-е годы пережили действительно революцию) отражается на темпах развития производительных сил, меняет их характер и сказывается на жизненном уровне людей. Задачей Сумина было сохранить производственный потенциал, не допустить социальной катастрофы с тем, чтобы, дождавшись более благоприятных условий, на новых принципах хозяйствования добиться поступательного развития. И эта задача была выполнена. Четыре года губернаторства Михаила Юревича характеризовались как позитивными моментами (дорожную революцию можно вспомнить, интенсивность строительства жилья), так и серьезными упущениями в промышленной политике. Последние, постепенно достигнув критической массы, поставили под угрозу существование целого ряда предприятий.
Целиком полагаться на новых «эффективных» собственников не приходится, потому что они достаточно часто меняются. Опыт показывает: с каждым новым владельцем накапливаются проблемы, решать которые становится все сложнее, а ресурсов для этого оказывается все меньше. В этой ситуации не до развития региона.
- Имеете в виду Златоустовский металлургический завод?
- Да. К сожалению, мы подошли уже к такой стадии, когда без государственного вмешательства, управления в ручном режиме (причем квалифицированного и грамотного) не обойтись. И появление губернатора-производственника, имеющего колоссальный опыт работы в металлургии, очень логично. На мой взгляд, в основном этим и определяется решение президента о замене руководителя региона.
- Но постоянно управлять в ручном режиме нельзя. От губернатора ждут большего, чем просто снятия болевых синдромов, аналогичных кризису на ЗЭМЗ.
- Политическое предназначение Бориса Дубровского заключается в выработке внятной, профессиональной, квалифицированной промышленной политики. Она позволит добиться роста производства и расширения рынков, как отечественных (включая СНГ), так и зарубежных. Рынки необходимы для реализации главных товаров, которые у нас производят - металла и высокотехнологичных изделий из него.
- Роль государства в деле «спасения ЗЭМЗ» понятна. Но что оно может сделать для таких самостоятельных и успешных игроков глобального бизнеса, как, например ММК? Здесь-то именно собственник эффективнее госструктур. По крайней мере, так видится.
- Во-первых, роль государства неоценима в создании инфраструктуры. Ни один даже самый крупный и преуспевающий предприниматель не может самостоятельно осуществить масштабные национальные и международные проекты. Во-вторых, важна поддержка государства на внешних рынках. За рубежом уважают те компании, за которыми стоит какая-то сила. Речь идет, в первую очередь, о дипломатической и информационной поддержке, хотя военная тоже имеет значение. Кроме того, не секрет, что представителям национально-государственной элиты в международных делах, связанных в том числе с экономической сферой, гораздо проще договориться между собой, чем бизнесменам. Высший политический класс мировых и региональных держав, к каковым относится и Россия, умеет принимать ответственные решения, осознает объем обязательств, с ними связанных. И у него есть ресурсы для того, чтобы эти решения реализовать.
Любая, даже крупная компания, на внешнем рынке напоминает красивый парусный корабль в открытом океане. Ветер попутный, не штормит, припасов достаточно. Но это до поры до времени. А когда надвигается буря (читай: экономический кризис), важно, чтобы за спиной был огромный лайнер. Простое осознание того, что на его помощь можно рассчитывать, само по себе, придает силы. Таким лайнером и является государство. Только в коалиции с авторитетной, легитимной и профессиональной властью отечественные предприниматели могут добиться успеха на внешних рынках.
- Если я правильно понял, Борис Дубровский, помимо прочего, призван обеспечить поддержку южноуральских компаний на внешних рынках?
- Скорее речь идет о выработке промышленной стратегии, учитывающей интересы и предприятий области, и их зарубежных партнеров. Особенно, если они связаны в единую технологическую цепочку.
- То есть одна из ключевых задач нового руководства заключается в составлении актуальной для области повестки дня, транслировании ее на федеральный уровень и обеспечении политической поддержки со стороны центра?
- Безусловно. И мы видим, как деловое сообщество положительно отреагировало на первые шаги исполняющего обязанности губернатора.
- Слово «человек» вернулось в политическую риторику.
- Вопрос давно назрел. Было бы хорошо, если бы ориентация на удовлетворение насущных проблем трудящихся послужила для власти важным мотивом действия. Социальная составляющая промышленной политики должна быть проработанной и убедительной. Речь идет о человеческом капитале. На эту тему столько книг написано! Но, к сожалению, наука и практика расходятся, и зачастую рабочий человек оказывается совершенно беззащитным перед начальственным и чиновничьим произволом, да и перед собственной неспособностью разбираться в элементарных финансовых вопросах. Меня, кстати, удивляет, почему государство до сих пор не может навести порядок в сфере потребительских кредитов.
Вслушайтесь в сам термин «потребительский кредит». Я бы антинобелевскую премию дал специалисту, который его придумал. Кредит имеет смысл брать тогда, когда его можно вложить в дело или недвижимость, получить прибыль, с части которой уплатить проценты. Потребительский кредит (особенно с учетом ухудшающейся экономической конъюнктуры и сокращений рабочих мест) для подавляющего большинства наших соотечественников путь в никуда, в долговую яму. И с этим надо что-то делать.
- Но у нас и в высказываниях чиновников о социальной защите часто проскальзывает отношение к людям не как к равноправным гражданам, а как к пассивным потребителям, просителям, иждивенцам.
- А это вопрос политической культуры. Надо ее поднимать. В том числе культуру диалога между работодателями, наемными работниками и властью. Он должен быть цивилизованным и открытым, обеспечивать равную защиту всех трех упомянутых социальных групп. Ситуацию, когда в кулуарах власти формируются привилегированные кланы, необходимо менять. Хотя, конечно, лобби было, есть и будет. Но, если мы посмотрим, как действуют лоббистские группы в тех же США, то увидим: они контролируются общественностью и воспользоваться услугами лоббистских структур может практически любое юридическое или физическое лицо. Там даже фирмы лоббистские существуют. Специализируются на продвижении идей и проектов. Формирование такого рода отношений - одна из приоритетных сфер новой команды.
Однако, по моему мнению, контуры политики нового губернатора четко обозначатся только после выборов в сентябре текущего года. Пока проводится некая разведка, притирка, складывается баланс интересов участников прежней команды и новых людей. И это важный этап развития. Объективные, пусть и промежуточные, оценки политическому курсу нового руководства области можно будет дать только через год.
-На встрече с лидерами региональных отделений политических партий Дубровский подчеркнул свою беспартийность. Неординарный ход. Как правило, главы российских регионов позиционируют себя как соратники правящей партии. Неужели слово «беспартийный» произнесено без предварительного одобрения или каких-то сигналов со стороны федерального руководства? Не означает ли это закат «Единой России», отказ ей в праве на предвыборную монополию?
- Не секрет, что «Единая Россия» не совсем обычная партия. Я бы ее охарактеризовал как отлаженную электоральную машину. Политик, который попадает в поле ее действия, обречен на успех. Следовательно, такие заявления со стороны Бориса Дубровского публично демонстрируют его готовность не пользоваться привилегиями и многократно обкатанными схемами, которые автоматически приводят к «легитимному» лидерству. Он дает понять, что готов к честной конкуренции в политическом поле. И это вызывает определенную симпатию.
Не каждый политик регионального и, тем более, федерального масштаба отважится сейчас добровольно отказаться от дополнительных преимуществ, которые ему сулит членство в партии «Единая Россия».
- Разве «Единая Россия» в большей степени нужна действующим губернаторам, а не наоборот? Как правило, именно главы регионов выступают в качестве «паровозов» для нее на выборах.
- На начальных этапах становления партии так и было. Но в дальнейшем ее аппарат приобрел собственную роль и превратился в свиту, способную «играть короля». Мы к этой ситуации подошли вплотную. Я думаю, что политик общенационального масштаба должен время от времени принимать какие-то нестандартные, смелые решения, направленные, в первую очередь, на поиск национального согласия.
Партия - лишь часть общества, где всегда существует целый ряд коллизий и противоречий, которые ни одна организация в одиночку не в силах разрешить. Недаром же Владимир Путин выступил с инициативой создания «Народного фронта». Правда, пока идея витает в воздухе, и идет поиск форм ее воплощения. Также и заявление Бориса Дубровского, о котором вы говорите, предполагает уже в ближайшем будущем активный поиск инноваций в политической сфере. Какими они будут - посмотрим. Но, думаю, они произойдут обязательно, коснутся и «Единой России», безусловно.
- Один из ваших профессиональных «коньков» - геополитика. Можно ли соотнести изменения в области с тем, что происходит вокруг России в целом?
- Приведу самый свежий пример - события на Украине. Известный политолог Збигнев Бжезинский, который одно время был советником президента США по национальной безопасности, в 1997 году издал книгу «Великая шахматная доска» (она переведена и на русский язык). Там он впервые озвучил тезис: Россия никогда не сможет снова стать великой державой без Украины. И это не просто громкое заявление, а мысль, подтвержденная многими исследованиями политологов, экономистов, географов.
Для американского истеблишмента стало определенной задачей: не допустить в той или иной форме создания на базе России и Украины единого государственного образования.
- А в чем сила украинского соседа? Почему именно об этой части территории идет речь, а, например, не о Казахстане?
- В экономическом потенциале, демографии. Украина на сегодняшний день - крупнейшее европейское государство. По территории - больше Германии, сопоставима с ней и по численности населения. Расположена Украина стратегически значимо: западный аванпост евразийской цивилизации, олицетворяемой в идеологии православием, а в хозяйственном укладе - коллективизмом.
- Я слышал более прагматичную версию наших интересов в Украине: в союзе с ней проще привлекать зарубежные инвестиции. В том числе с учетом того потенциала, о котором говорите вы.
- Объединение государств в союзы, группы, ассоциации - общий тренд современного мирового развития. В одиночку очень трудно защитить свои интересы. Вопрос, «с кем и против кого дружить». Понятно, что субъектами такого объединения должны быть государства, у которых что-то общее в истории, социально-экономическом и духовном развитии. У России с Украиной это есть. Поэтому процесс интеграции нам осуществить проще. Подчеркну: интеграция не означает создания единого, тем более, унитарного государства. Не будет в обозримом будущем такого «монолитного» политического пространства, как в Советском Союзе, не нужно форсировать события. Но налаживать экономические, социальные, культурные контакты необходимо. Причем, особо подчеркну, в интересах каждого жителя России и Украины. В дальнейшем откроются новые формы взаимодействия.
Процессы интеграции - веление времени. Интеграция - это мир, потому что, если все взаимосвязано, то мало у кого возникнет идея развязать масштабную войну. Могу понять симпатии украинцев к Европейскому союзу и их желание скорректировать траекторию развития в сторону единой Европы. Но возникает вопрос: а чем вы там будете торговать? Украине, конечно, есть что предложить на мировой рынок, но ее туда не пустят в силу целого ряда причин. А в России продукция украинских предприятий востребована. Это и поставки в рамках военно-промышленного комплекса, и опытно-конструкторские разработки, и сельскохозяйственная продукция и прочее. С учетом накопленного нашими странами опыта как «реального социализма», так и рыночных реформ мог бы возникнуть эффект синергии, интенсивного и взаимообусловленного развития. Как раз этого и опасаются наши геополитические конкуренты. Высокодоходные рыночные ниши защищаются всеми возможными способами. Сохранить доминирующее положение в мировой торговле - значит обеспечить глобальное влияние и собственное процветание. Как говорится, ничего личного.
- Это актуально не только для государств, но и отдельных регионов.
- Безусловно. И для нас тоже.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве