Власть предложила учителям пожить без горячей воды
Скандальный законопроект, который лишил сельских учителей 100-процентной льготы при оплате за услуги ЖКХ, наделал немало шума. И хотя его отозвали, это не значит, что все остается по-старому. Сократить число льготников сегодня пытаются во многих регионах. Челябинская область не исключение.
Заменить 100-процентную льготу фиксированной выплатой предложило правительство Челябинской области. Оно обратилось в Законодательное собрание, инициируя принятие нового законопроекта. И там, в комитете по социальной политике, встретило поддержку.
Законопроект готовы были принять сразу в трех чтениях. 23 января комитет одобрил предложение правительства. Но накануне заседания ЗСО изменил свою позицию. Почему? По одной из версий, причиной стали многочисленные жалобы сельских педагогов, что они в материальном плане пострадают.
Но есть и другие объяснения. Идея фиксированной выплаты родилась в правительстве еще при бывшем губернаторе. Тогда на просьбы рядовых граждан реагировали, как известно, слабо. Исполняющий обязанности главы региона Борис Дубровский заявил, что будет защищать интересы людей.
Политика изменилась, а вместе с ней и настроения депутатов.
Так это или нет, но заседание ЗСО, состоявшееся 30 января (на нем присутствовал и.о. губернатора Борис Дубровский), получилось необычным.
Изначально одобренный законопроект неожиданно раскритиковал сам председатель комитета по социальной политике Александр Журавлев. Он заявил, что от педагогов сельской местности поступает множество обращений. И выясняется, что цифры, обозначенные в законопроекте, и фактическая ситуация на местах сильно отличаются.
Александр Журавлев предложил снять с рассмотрения этот закон, проработать его и потом уже принимать. В зале у него нашлось немало сторонников.
Но, с другой стороны, на депутатов давила противоположная позиция. Ее придерживается председатель правительства области Сергей Комяков. Он был согласен с тем, что некоторые люди в денежном плане проиграют. Но уверял, что это будет лишь 10-15 процентов льготников. Речь, по его словам, идет о людях, которые живут в огромных коттеджах, отапливают дома электроэнергией и получают по 40 тысяч рублей компенсации.
Сергея Комякова поддержала вице-премьер Ирина Гехт, которая на заседании представляла законопроект. Она напомнила, что средний заработок педагога в области заметно вырос и достиг 25 тысяч рублей. Это уже другая сумма, при которой сельский учитель нуждался в поддержке. Правда, Ирина Гехт признала, что на селе заработок чуть ниже среднего показателя.
Споры были такими жаркими, что законопроект в первом чтении могли бы и не принять, если бы не вмешательство Бориса Дубровского. Он предложил все-таки остановиться на принятии закона в первом чтении и его тщательной доработке. Такое решение и было принято. Но и оно оказалось не окончательным.
В борьбу вступил профсоюз работников образования области. Мало того, что он провел видеоконференцию, на которой представители Законодательного собрания смогли пообщаться с сельскими педагогами в режиме on-lain, но еще и подготовил обращение к и.о. губернатора. Такую же позицию заняла Федерация независимых профсоюзов области. Она также категорически выступила против «монетизации».
В итоге на заседании правительства Борис Дубровский предложил законопроект все-таки отозвать. О чем это говорит? О том, что новая власть не пойдет напролом из точки «а» в точку «б», как это случалось с прежней. Она готова к диалогу с людьми.
Что же хотят донести до власти сельские педагоги?
- Я как раз живу в коттедже, который требует большого расхода электроэнергии, - рассказывает Евгений Зязев, учитель из поселка Таянды.
Общая площадь коттеджа - 90 квадратных метров. В доме стоит водонагреватель. А как без него?
- Я тоже хочу мыть посуду горячей водой, а не холодной. И принимать душ, как это делают горожане.
Помимо водонагревателя в доме есть электротитан, микроволновка, два мощных компьютера.
- Мне, конечно, не уложиться в две тысячи рублей - в размер ежемесячной выплаты, но и о 40 тысячах тоже речи нет, - говорит Евгений Геннадьевич. - Мой расход составляет примерно пять тысяч рублей в месяц.
- Причем, жена Евгения Зязева - тоже педагог, директор Таяндинской школы, и тоже имеет право на льготы, - продолжает Евгений Геннадьевич. - Но льгот на двоих не дают, на дом положена только одна. За водоснабжение и канализацию Зязевы платят 100 процентов. На эти услуги льготы не распространяются. Они предполагают только оплату жилья, отопления и освещения.
- Еще и печку топлю - А ведь дрова - это дело хлопотное. Пусть люди, которые считают, что мы расходуем слишком много, приедут в деревню и поживут.
У сельских педагогов условия жизни разные. У одних отопление газовое, а у других — электрическое, что значительно дороже.
В селе Тарутино, например, педагог, у которого газовое отопление, платит 2 150 рублей в месяц. А его коллега за такую же площадь, но с электрическим отоплением, платит уже четыре тысячи рублей. И у людей нет выбора — каким видом топлива согревать дом.
Разговоры о высокой зарплате вызывают в селе одно лишь раздражение. Ведь не секрет, как ее сделали. Сначала всех, кого можно, уволили, а часы раскидали на оставшихся педагогов. И теперь за высокую зарплату учителю приходится тянуть неподъемную нагрузку в 30 и более часов в неделю. А при ставке в 18 часов он получит лишь девять тысяч рублей.
Льготу по ЖКХ сельским педагогам, скорее всего, не сохранят. Бюджетные расходы нужно оптимизировать, а проще говоря, сокращать. Речь сегодня идет, вероятно, только о сумме фиксированной выплаты. И некоторых принципах назначения компенсации. Не забыли бы только про автоматическую индексацию выплат в связи с увеличением тарифов. А то пару раз тарифы поднимутся, и компенсация превратится в пыль.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве