Борис Дубровский обещает ничего не решать в одиночку

Борис Дубровский обещает ничего не решать в одиночку

Политическое событие недели – выступление и.о. губернатора Бориса Дубровского перед депутатами Законодательного Собрания области. В новом статусе это его первый официальный развернутый доклад.

Область в пропасть не катится?

По обыкновению, накануне весны лидер областной исполнительной власти отчитывается перед народными избранниками о работе за год. Но, в силу известных обстоятельств, лично Борису Александровичу отчитываться пока не за что. Потому его речь была не столько отчетом, сколько констатацией фактов, признанием рубежей, на которых он застал область в должности исполняющего обязанности губернатора.

Последнее обстоятельство (когда преемник де-факто вынужден анализировать работу предшественника) – всегда интрига. В нашем случае она подогревалась тем, что отставка бывшего губернатора Михаила Юревича была стремительной и сопровождалась комментариями о провалах прежней администрации по всем фронтам. Из этого прямым текстом следовало, что наследство Борису Дубровскому достается тяжелейшее

На первый взгляд, такой информационный контекст для новой власти выигрышен: на фоне неудач любое обновление воспринимается позитивно. Соответственно, новый глава региона на время получает имиджевый карт-бланш: мол, что с человека спрашивать, если до него здесь столько наворотили.

Тем интереснее наблюдать, как Борис Дубровский не просто признает, а делает акценты на предшествующих успехах. Отмечает достижения в строительстве (в том числе, переселение людей из поселка Роза и почти полное решение проблем обманутых дольщиков).

Судя по всему, удовлетворен темпами модернизации промышленности (по его словам, за десятилетие она обновилась наполовину, а металлургия – на две трети). Обнадеживает главу региона тот факт, что на четверть возросли объемы производства электротехники и электроники. Растет удельный вес малого бизнеса. К новым рубежам, несмотря на жуткий климат, стремится сельское хозяйство, обеспечив в прошлом году «аграрный прорыв» (словосочетание из доклада). Например, в производстве мяса область вышла на третье место в России.

Да и в целом прирост валового регионального продукта чуть выше, чем по стране (1,5 против 1,3 общероссийских процента).

В итоге – вывод:

- Прошедший год область завершила достойно. Она не находится в «разобранном состоянии». Не катится в пропасть, как утверждают некоторые критики.

Успех как свобода маневра

Такой подход к оценке будущим (наверняка) губернатором доставшегося наследия довольно прагматичен. Во-первых, это профилактика завышенных ожиданий. А они нередко слышны со стороны тех, кто жаждет скорых ощутимых улучшений, несмотря на весь экономический контекст. Отсюда в докладе очень краткая, но внятная характеристика мировой экономической конъюнктуры и намерение делать ставку, в том числе, на внутреннего общероссийского инвестора (подразумевается, что привлечение инвестиций изнутри – процесс не быстрый). Показательно, в связи с этим, и очередное упоминание проблем на ЗЭМЗ. Туда, по словам Дубровского, не ступала нога инвестора.

Кстати, фактор инвестиций, вероятно, вторая причина фиксации главой региона экономической планки области на относительно высоком уровне. Деньги любят преемственность в институтах власти, что обеспечивает их устойчивость даже при смене персонального состава элиты. Потому вполне естественен и такой акцент:

- Области подтверждены высокие рейтинги с прогнозом «Стабильный» сразу двумя международными рейтинговыми агентствами (Стандарт энд Пурс и Фитч Рейтингс). В рейтинговой лестнице регионов страны мы среди лидеров. Нас обгоняют лишь такие мощные субъекты, как Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Ямал. Эта высокая оценка позволяет нам более уверенно работать с нашими финансовыми партнерами.

В-третьих, успехи прошлого позволяют проводить гибкую кадровую политику в настоящем. Раскритикуй Борис Александрович предыдущие достижения, сразу бы кто-нибудь спросил: «А почему административная команда поменялась не полностью?» Зато сейчас все логично. Стабильность в кадровых делах – одно из условий устойчивости системы в целом. Не случайно же Дубровский почти процитировал харизматика из прошлого века: «Людям нужны не лишние потрясения, а спокойная и ответственная программа действий». Очень важно, что глава региона не стал искать тех, кому эти потрясения якобы нужны.

В-четвертых, признание чужих заслуг – важный элемент политической этики и просто человеческой порядочности. Но это уже так, к слову…

Эксперты, не связанные с аппаратом

Косвенная полемика с предшественником – в трактовке принципов единоначалия:

- Как высшему должностному лицу области, мне приходится часто говорить: «я поручил», «я решил», - поделился с депутатами Дубровский. - Это особенность единоначалия, присущего исполнительной власти. На деле же ни одно решение не будет приниматься в одиночку или «в кулуарах власти». В своих решениях власть будет опираться на мнение широкого круга независимых экспертов, не связанных с аппаратом. Этого, считаю, не всегда хватало в работе областного Правительства в 2013 году.

Широкий экспертный круг необходим для решений вопросов острых и, действительно, касающихся всех. Среди них – экология. По словам Бориса Дубровского, следует подумать над тем, что область может сделать для того, чтобы стимулировать предприятия на экологическую модернизацию.

- Эта важная тема будет обсуждена отдельно, - сказал он. - Комплекс мер по усилению экологической безопасности детализован в плане мероприятий по реализации региональной Стратегии развития (стратегию представят через месяц - авт.) Он будет корректироваться по мере необходимости, с учетом возможностей предприятий и мнения экспертного сообщества.

Другой вопрос – введение социальных норм электропотребления:

- Большинство людей встречает новое настороженно, - отметил Дубровский. - Примерно так люди оценили идею о введении в области социальной нормы энергопотребления. Недавно на уровне Правительства страны предоставлено право регионам самим определять сроки перехода к соцнорме. Мы воспользовались «правом на отсрочку», чтобы еще раз все взвесить и принять справедливое решение.

Цитаты о будущем:

Про «среду обитания»:

- Нужно быть готовыми к росту требований южноуральцев к качеству «среды обитания», повседневной жизни (…) Приведу пример. Уже несколько лет в области формируется электронная система оказания государственных услуг и межведомственного взаимодействия. С филиалами действует 23 многофункциональных центра, которые должны работать в формате «одного окна».

Потрачены десятки миллионов рублей. Люди ожидают адекватной отдачи. В целом она имеется. Но есть случаи, когда, условно говоря, из десяти окон работает два-три, и люди стоят в очереди. В эту систему также будем вносить изменения, чтобы сделать работу центров более согласованной. Важно сделать это без дополнительных затрат, в рамках имеющихся кадров и материально-технической базы.

Об обещаниях и роли муниципалитетов:

- Продолжится их (муниципалитетов – авт.) участие в областных программах. При этом постараемся сделать подходы к распределению финансовой помощи более справедливыми. Это касается, в том числе, строительства новых социальных объектов. Просьбы помочь ко мне уже поступают. Озвучу свою позицию. Любое решение должно быть максимально взвешенным и проработанным. Поддержу, если будут максимально задействованы ресурсы местного бюджета. Если есть возможность федерального финансирования. А если это «расходная часть» чьей-то избирательной кампании – отношение будет иным. Кто обещал, тот пусть и выполняет. Надо быть честными перед людьми.

Области нужно готовиться к возможным изменениям в местном самоуправлении (…) Необходимо серьёзно подумать, нужно ли нам иметь столько муниципалитетов, как сейчас? Это касается не только сельских поселений, где процесс объединения также идет со скрипом. У людей накопилось немало претензий к работе администраций муниципальных районов. В ряде территорий в «административный футбол» продолжают играть главы районов и поселений.

Из-за этого произошел ряд коммунальных эксцессов. В ряде мест после передачи многих полномочий на уровень области местным органам просто не чем стало заниматься. Такое положение вещей дискредитирует основные принципы местного самоуправления, снижает доверие людей к институту власти в целом.

О жилищном строительстве:

- Цена жилья не должна расти. Для этого требуется внедрять новые строительные технологии и материалы, снижающие рост себестоимости без ущерба качеству. Рынок жилья не перенасыщен. Жилищный вопрос по-прежнему остро стоит в большинстве территорий.

Важно равномерно распределить строительную нагрузку по всей области. Прежде всего, в средних по численности населения городах (Златоуст, Миасс, Озерск и т.д.). Мной поручено Правительству области продумать и представить новые механизмы господдержки для стимулирования роста покупательской способности. Принять дополнительные меры по повышению доступности ипотечных кредитов. (…)

Прозрачной должна стать схема выделения участков под застройку и подведение сетей. Это одна из ключевых задач для правительства, муниципалитетов и уполномоченного по защите прав предпринимателей.

О строительстве дорог:

- В 2013 году почти 10 миллиардов рублей направлено в дорожное строительство. Анализ показал, что в договорах с подрядчиками основной акцент нужно делать на содержании дорог после окончания их строительства. Тогда возрастает ответственность за качество. В перспективе нужно переходить на заключение «контрактов жизненного цикла».

О социальных расходах бюджета:

Областной бюджет 2014 года на 73 процента имеет социальную направленность. За каждой статьей расходов стоит конкретный человек. Безусловными статьями расходов остаются выплаты детских пособий, оплата лекарств, все ветеранские льготы, поддержка инвалидов, многодетных семей, детей-сирот. Ревизии социальной политики в регионе не будет.

О здравоохранении:

- Ситуацию в системе здравоохранения оцениваю неоднозначно. С одной стороны, за последние три года на ее модернизацию направлено свыше 15 миллиардов рублей. Эта весомая сумма была изначально нацелена на качественный прорыв. Анализ реализации хода госпрограммы еще предстоит сделать.

Далеко не по всем проектам дела шли гладко. Хотя в 2013 году отремонтировано почти 130 объектов здравоохранения, в учреждения поставлено свыше 1700 единиц оборудования. Но говорить о том, что здравоохранение у нас принципиально преобразилось, преждевременно. Люди по-прежнему жалуются на долгие часы ожидания в очередях. Нередки случаи, когда нужно ждать недели, чтобы пройти необходимое бесплатное обследование.

О перестройке во власти:

- Надо перестраиваться. Привлекать к совместной работе институты гражданского общества. Приглашать к диалогу политические партии и общественные организации. Сейчас происходит обновление Общественной палаты Челябинской области. Надеюсь, что работа Палаты в новом созыве станет более активной и предметно связанной с реальными проблемами общества.

Mebel-lytkarino.ru кухни на заказ Лыткарино недорого

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318