Риски Бориса Дубровского

Риски Бориса Дубровского

Готовясь к выборам, исполняющий обязанности губернатора, по законам жанра, вынужден заниматься политикой, которой в России фактически нет.

Призраки и признаки демократии

Кампания по выборам главы региона набирает обороты. Пока, правда, в виде бури в стакане внутрипартийных праймериз «Единой России». На участие в предварительном голосовании заявились шесть человек, в том числе, действующий и.о. губернатора. Конкуренцию ему, среди прочих фигур, составит политический тяжеловес Семен Мительман. Считается, что это один из тех ходов, которыми архитекторы кампании стремятся привлечь внимание народа к происходящему. Иначе есть риск, что выборы мало кто заметит и избранный 14 сентября губернатор не обретет должного политического веса. Иными словами, чем больше жителей области придет на избирательные участки, тем лучше. Следовательно, нужно подогреть интерес к самому процессу.

Пока самым любопытным является то, с какой тщательностью функционеры «Единой России» подходят к процедуре предстоящего голосования. Могли ведь просто сказать, что с результатами выборов и так все ясно, партия заранее поддерживает, кого надо, тем более, все помнят, кто назначил нынешнего врио. При кадровых решениях такого уровня врио _ самая постоянная из возможных величин. Казалось бы, зачем городить внутрипартийный огород, разрушать предчувствие летнего отдыха политсоветами, где утверждать, например, итоги праймериз?

Тем не менее, регламент внутрипартийного голосования шлифуется до запятой, вывешивается на сайте день в день, чтобы даже намека не было на юридические зазорины. Слова о том, кого реально поддержит партия, старательно сдерживаются. А лидер региональных «единороссов» Владимир Мякуш даже попросил соратников спланировать свои отпуска так, чтобы они не сказались на качестве работы политсовета в предвыборный период.

Скрупулезность, с которой «Единая Россия» стремится соблюсти процедуру праймериз, трогает до першения в горле. В здании Законодательного Собрания, в котором «ЕдРО», как водится, доминирует, царит если не атмосфера, то, как минимум, призрак демократии. Ощущение его присутствия подпитывается пусть редкими, но вполне реальными пикетами перед входом в региональный парламент. То жители Кунашакского района приедут постоять за новые дороги, то златоустовские металлурги напомнят о себе.

По формальным признакам можно даже предположить, что некто во власти пытается возродить кипение политической жизни, пусть и в отдельно взятой партийной кружке. Минус такой технологии - в разнице мотивов тех, кто находится по разные стороны двери в ЗСО.

Приезжающие пикетчики хотят простых и реальных вещей - дорог и стабильной работы. А правящая бюрократия, которая формирует основной пул кандидатов на главный в регионе пост, стремится создать иллюзию выбора. Разность этих интересов уже сейчас создает общественное напряжение, и оно - один из главных рисков Бориса Дубровского.

Впрочем, насчет заведомой иллюзорности политического процесса по-прежнему хочется сомневаться. Опровержением гипотезы о мотивах «единороссов» - задавить содержание формой - мог бы стать не просто сам факт праймериз, а например, предваряющие их теледебаты. Ну в самом деле, почему бы Семену Аркадьевичу горячо не поспорить в прямом эфире с Борисом Александровичем?

Формат «Борис, ты не прав» в нашей системе, конечно, немыслим, но спросить-то об актуальных вещах фаворита выборов можно. Тем более, есть о чем спросить, начиная с антикризисной программы на ЗЭМЗ и заканчивая планами пополнения бюджета. Без такого «перца» сама концепция предварительного голосования своей недосказанностью раздражает. Чистота процедуры имеет значение, но лишь тогда, когда в основе реальная конкуренция, где участники гонки дерутся за каждый поданный за них голос.

Жизнь после 14-го

Может быть, такая идея прозрачности даже кем-то вынашивается. Однако пока не проходит чувство, что провластная технология по-прежнему заточена на то, чтобы выборы 14 сентября сделать легитимными, но в то же время превратить в этакую «политическую свадьбу». Ничего необычного - такова традиция. Голоса, набранные основным кандидатом, рассматриваются как некий политический выкуп, который избранник вносит в актив региона, используя поддержку избирателей в диалоге с федеральным центром. В эпоху стабильности высокий процент голосов - показатель политической состоятельности, способности кремлевского ставленника вытащить, в случае необходимости, лояльную центру политическую силу.

Нюанс в том, что запрос, для которого по обычному рецепту варится весь этот публичный фаст-фуд, стремительно меняется. Причем как «над» региональной элитой, так и в среде ее избирателей. Кремлю рейтинговые паровозы в лице губернаторов сейчас не нужны: ближайшие федеральные выборы не скоро, а популярность национального лидера, благодаря внешней политике, зашкаливает.
Логично предположить, что Путин, находясь сейчас на пике драйва международных дел, в лице региональных лидеров ищет генераторов внутренней политики. И триумф губернатора на областных выборах, по нынешним меркам, - далеко не исчерпывающий показатель ее адекватности. Скорее - дополнительный источник риска, свидетельство того, что люди лидеру не столько доверяют, сколько в него веруют. От обожания до ненависти и в политике один шаг.

Сюжет с запредельной народной поддержкой, повторимся, хорош для периодов экономической стабильности. При полной казне, как в сказке, счастливый выборный финал - венец всему. В реально же существующем контексте подобная «свадьба» - тревожное начало долгой и небогатой жизни.

Тревожиться есть о чем. Положение Златоустовского завода - лишь видимая часть хозяйственных неурядиц. Куда важнее данные столичных аналитиков о росте задолженности россиян по потребительским кредитам. По информации «Газеты. ру», объем просроченных долгов за последнее время вырос на 20 процентов, и Челябинская область здесь не исключение. Причем не факт, что люди влезают в кредитное ярмо от привычки к хорошей жизни.

Потрясывает средний бизнес. Близкие к его структурам специалисты говорят о формирующейся тенденции: предприниматели денежные запасы вкладывают не в развитие местного производства (мало ли что будет), а в восточноевропейскую недвижимость.

Тема ЖКХ уже открыто озвучивается в качестве чуть ли не политической. Равно как и проблема разницы зарплат. В этой связи недавняя декларация о доходах наверняка помешает Борису Александровичу стать в глазах народа в доску своим. Хотя это не главное, тем более, к 14-му сентября о ней наверняка забудут.

Украина - наше все

Понятно, что в такой экономической ситуации быть спасителем региона нельзя. Можно быть лишь добросовестным менеджером. Потому политическое долголетие будущему губернатору обеспечит победа на выборах не столько убедительная, сколько приближенная к текущим житейским реалиям. И без всякого административного ресурса. Именно второй вариант предполагает честное выяснение отношений с избирателем и разговор о реальных возможностях и рисках. Чем этот разговор будет честнее, тем проще жить будет после 14 сентября.

Казалось бы, Борис Дубровский к такому разговору был готов изначально - с момента назначения его исполняющим обязанности губернатора. Так же, как предшественник, выходец из жесткой бизнес-вертикали, он, судя по внешней риторике, попытался применить в политическом русле другие свойства своего опыта. Жесткость здравой бизнес-структуры не исключает ответственной инициативы снизу. Скорее, наоборот, поощряет ее.

Отсюда чуть ли не с первых дней после назначения его встречи с общественниками, проходившие, кстати, параллельно с обновлением областного руководства. Вполне искренняя ставка на содержательный диалог с Общественной палатой. На недавней встрече с сельскими главами настойчиво дал понять, что готов выслушивать любые конструктивные предложения.

Но общественники, судя по всему, готовы не столько деятельно поддерживать губернатора, сколько, по привычке, сами искать его поддержки. Пусть даже ради самых благих целей.

Проблема Бориса Дубровского (и основной источник риска) - на данный момент нет функциональной, профессионально отлаженной, а значит, более-менее объективной площадки для диалога со своим (и не только) избирателем. В поклонении Интернету и любви к чтению комментариев на форумах Борис Александрович, к счастью, замечен не был. А лично по городам и селам не наездишься, всех не выслушаешь, иначе ни на что другое просто времени не останется.

Получается, его задача не только в том, чтобы удержать от сползания вниз экономику региона, но и в том, чтобы помочь с нуля сформировать реальную общественно-политическую инфраструктуру. Невозможно эффективно заниматься южноуральским хозяйством, думая лишь о юго-востоке Украины. Необходимость именно локальных действий и.о. губернатора пытается донести. Ему кивают, но, искренне ли верят?

Тем не менее, пока Борис Дубровский производит впечатление человека, после губернаторства которого политическая история региона имеет шанс продолжиться. А не подвергнуться немедленной и радикальной перекройке, как пальто после смены хозяина.

VK31226318