Сергей Давыдов: Иммунитет Челябинска – в его населении

Сергей Давыдов: Иммунитет Челябинска – в его населении

Глава администрации областного центра Сергей Давыдов рассказал «Челябинскому рабочему» о том, что нового появится в системе общественного транспорта, как изменятся принципы жилищной застройки и следует ли ждать неприятностей от муниципальной реформы.

Сергей Викторович, не утихают споры о том, насколько эффективно управление муниципалитетом одновременно и главой города, и главой администрации. Осенью ту же модель спустят на уровень городских районов. На ваш взгляд, она себя оправдывает?

- Любая система предполагает наличие как плюсов, так и минусов. Но в Челябинске этот опыт в целом удался. Почти четыре года работы в условиях так называемого двоевластия были достаточно успешны. Важно понимать, что когда на любом из уровней власти возникают конфликты, страдают люди, которые с этой властью соприкасаются. Все эти годы мы старались конфликтов между ветвями власти не допустить, и, я думаю, нам это удалось. Главный успех заключается в том, что мы создали систему достижения всеобщего комфорта. На мой субъективный взгляд, мы добились позитивной динамики, и люди это видят. При том, что существует огромное количество проблем. Но они последовательно решаются.

Что из достигнутого в городском хозяйстве вы считаете наиболее значимым?

- Предмет нашей гордости – дороги. А в целом Челябинск положительно отличается от других городов страны – и дорогами, и развитием коммунальной сферы.

С вами многие не согласятся…

- Повторюсь, проблем много. Но люди, которые ругают сегодня систему ЖКХ и власть, забывают о том, что было раньше. Помню в 2005 году, когда я впервые появился в администрации города и стал заниматься коммунальной сферой, отсутствие горячей воды в течение всего лета было нормой. Постепенно мы добились того, что нормой стало проведение опрессовок в течение двух недель. А где-то коммунальщики успевают за три-четыре дня. При капитальном ремонте, конечно, все происходит дольше: если нужно поменять теплотрассу, за пару недель с этим не справиться. Но это неизбежные исключения. Многие не считают произошедшие перемены позитивными. Я, например, считаю.

Позитив портят коммунальные тарифы. Челябинск, в связи с этим, даже на прямой линии президента прозвучал. Есть ли у городских властей рычаги сдерживания тарифного роста?

- Влияние муниципалитета в данном случае очень невелико. Предел увеличения тарифов устанавливает структура региональной власти. Отчасти мы можем влиять на размер платежей за холодную воду, потому что ее поставляет муниципальное предприятие. Но и здесь тарифный рост обусловлен удорожанием электроэнергии и газа. Тариф на жилищные услуги, устанавливаемый муниципалитетом, затрагивает небольшое число людей, так как касается жилья, предоставляемого по социальному найму, или тех собственников, которые не выбрали способ управления домом. Таковых в городе практически не осталось.

Но управляющие компании все равно ориентируются на муниципальный тариф.

- Да, но по сути жилищного законодательства это не правильно. Жильцы каждого дома должны проводить собрания и определять в диалоге с управляющей компанией тариф именно для своего жилья. В принципе он может быть ниже муниципального. При всем при том, в Челябинске самые низкие коммунальные тарифы в уральском регионе и одни из самых низких в сравнении с европейскими территориями России.

В ближайшее время федеральные власти обещают принять норму, по которой тарифный рост выше уровня инфляции будет возможен только с санкции муниципальных депутатов. В то же время, специалисты говорят, что тариф должен расти, минимум, на 10 процентов, иначе есть риск деградации инфраструктуры. Вы на чьей стороне выступите – потребителей или поставщиков коммунальных услуг?

- Сейчас трудно сказать: необходимо смотреть структуру затрат коммунальных компаний, обоснование ее намерений. Но очевидно, что любой рост тарифа вызывает недовольство и раздражение людей. Особенно если качество услуг не повышается. Многих позитивных изменений люди просто не видят. С 2006 года количество коммунальных аварий сократилось в разы. В том числе, потому, что большие деньги городского бюджета были вложены в ремонт сетей, оказавшихся в середине 90-х бесхозными.

Проблема с такими сетями решена?

- Окончательно нет, но большая их часть уже принята в муниципальную собственность.

- На уровне города нет конфликта между вами и главой Челябинска. Удастся ли после муниципальной реформы избежать конфронтации между главами администраций районов и собраниями депутатов? Насколько велик риск разбалансировки системы управления в целом?

- Любая реформа всегда связана с рисками. Отдельные управленцы могут совершать необдуманные поступки. Но я уверен в том, что жители нашего города благоразумны, трезво оценивают ситуацию и выберут в структуры власти тех, кто не позволит допустить острых и нерешаемых конфликтов. Все будет нормально. Возможно, в процессе реформы система где-то даст сбой. Но в целом стабильность в городе нарушена не будет. А когда модель управления окончательно сформируется, мы получим новые возможности развития. Депутата будут выбирать не тридцать тысяч, а пять тысяч человек. Он будет жить в нашем же или соседнем дворе, ходить по тем же тротуарам, его можно встретить в повседневной обстановке и задать любой вопрос, высказать свои предложения.

Для избирателя, желающего почувствовать свою сопричастность к управлению городом, это, наверное, хорошо. Но вы как сити-менеджер получите дополнительные проблемы: одно дело убеждать в своей правоте 39 депутатов, другое – 170.

- Конечно, когда меньше людей – проще разговаривать. Большее число депутатов сложнее убедить. Но Челябинск людьми отличается. Наши люди очень хорошие, склонны не к конфликтам, а к совместному решению проблем. Иммунитет Челябинска - в его населении. А результат реформы – в большей демократичности системы управления городом. Сегодня простому челябинцу ко мне на прием попасть трудно, потому что вести личный прием целыми днями и управлять городским хозяйством физически невозможно. А вот к главе администрации района попасть проще. Кстати, часть полномочий мы делегируем на районный уровень, и не надо будет идти в городскую администрацию, чтобы решить бытовой вопрос. Челябинск от этой реформы получит больше плюсов, чем минусов.

Вы выдвинете вновь свою кандидатуру на пост главы администрации города?

- Давайте пока не будем об этом. Надо доработать текущий срок. Доживем – время покажет.

Тем не менее, каким вы видите развитие Челябинска в ближайшие пять-десять лет?

- Продолжится реформа системы общественного транспорта. Ведем переговоры с Европейским банком реконструкции и развития. Предмет диалога – долгосрочные кредиты, которые планируем направить на изменение транспортной схемы города и замену подвижного состава. Почти весь существующий автопарк сменят автобусы с двигателями, работающими на газе. Это, помимо прочего, большой плюс для экологии: воздух загрязняется не только промышленностью, но, как минимум, процентов на пятьдесят – транспортом. Кроме того, возрастет количество маршрутов, повысится комфорт перевозок. Когда появится регулярное и бесперебойное движение общественного транспорта, многие откажутся от поездок на работу в личном автомобиле. Также мы хотим полностью обновить трамвайный парк. На Усть-Катавском вагоностроительном заводе производятся замечательные образцы трамваев. Для Челябинска все это станет существенным прорывом в развитии. Еще четыре года назад доля общественного транспорта в объеме городских перевозок не превышала 18 процентов. Сейчас она составляет 30 с небольшим, и это результат того, что мы уже поменяли более ста автобусов, избавились от старых «Икарусов». Когда же все автобусы заменим, доля муниципальных перевозок увеличится на порядок. Есть и финансовая сторона вопроса. Четыре года назад муниципальный транспорт приносил городскому бюджету ежегодных убытков на 700 миллионов рублей. Сейчас – около 250 миллионов. Конечно, это тоже убытки, но разница чувствуется, согласитесь.

У троллейбусов в Челябинске есть будущее? Года три назад вы высказались на этот счет, и вас тогда, казалось, не поняли.

- Мы с журналистами друг друга не поняли. Троллейбусы в Челябинске будут вне всякого сомнения. Но необходимо их работу соотнести с графиком автобусного движения. Сегодня два разных предприятия забирают друг у друга пассажиров. В итоге транспорт заполняется наполовину, что приводит к убыткам. Это безобразие, конечно.

Острая тема – жилищное строительство. Часто можно слышать о монополизации строительного рынка Челябинска, что приводит к удорожанию квадратного метра.

- Я бы не сказал, что рынок монополизирован. Количество компаний-застройщиков в последние годы на порядок увеличилось. Да, есть крупные игроки, занимающие большую часть рынка. Позиция муниципалитета заключается в том, чтобы эту сферу экономики сделать максимально открытой. Любой земельный участок может быть только на аукционе продан и приобретен. Кроме того, мы много делаем для того, чтобы облегчить прохождение документов через структуры администрации, стремимся снизить административные барьеры. В перспективе хотелось бы поменять стратегию жилищной застройки. Есть два типа строительства: микрорайоны (тот путь, по которому Челябинск, как и вся Россия, идет уже долгие годы) и европейский опыт строительства кварталов. Квартал – территория сто на двести метров. По периметру закрыта жилыми домами (причем, не обязательно высотными). Двор – внутреннее пространство с паркингами и детскими площадками. Там точно не будет уплотнительной застройки, потому что земля оформлена в общедолевую собственность жильцов. Они отвечают за состояние своего двора. То, что вне квартала, – зона ответственности муниципалитета. Не будет несанкционированных парковок, опасных внутриквартальных проездов. В Европе, например, автомобильный транспорт перемещается не только по магистралям, но и по узким межквартальным улочкам. Это во многом решает проблему пробок. Наше управление архитектуры сейчас работает над этой концепцией, и мы постараемся, чтобы новое строительство велось по квартальному принципу.

Проект интересный, но достаточно ли у Челябинска свободных территорий для его воплощения?

- Свободные земли для комплексной застройки есть на северо-западе города. Именно там мы этот проект начнем воплощать в жизнь, чтобы был пример для сравнения с микрорайонами. В перспективе Челябинск будет расти вширь, и строительство выйдет за пределы его нынешних границ.

Поменялись ли принципы взаимодействия областной и городской властей после смены главы региона?

- Взаимоотношения конструктивные. Любой губернатор, прежде всего, человек с собственным «я», своими привычками, характером общения с людьми. Думаю, не корректно сравнивать Михаила Валериевича и Бориса Александровича. Если говорить о нынешнем исполняющем обязанности губернатора, то мне с ним работать комфортно. Его жизненные принципы совпадают с моими. Стараюсь делать все возможное, чтобы Бориса Александровича не подвести, потому что он на меня надеется и прямо мне об этом говорит. Тех людей, которые на меня надеются, я подводить не привык.

Губернатор – политическая фигура, которая задает стратегию, влияющую на муниципалитеты. Вы в своей нынешней должности работаете уже при втором главе региона. Пришлось ли что-то переосмыслить в собственных подходах к управлению под влиянием нового руководителя области?

- Вы, кажется, подталкиваете меня к некорректным сравнениям – кто хуже, кто лучше…

Пытаюсь понять, изменилось ли ваше видение приоритетов развития города. Вы недавно высказались в том ключе, что мы очень увлеклись дорожной революцией, и несколько упустили из виду другие сферы. Это ваше личное убеждение, или оно связано со сменой приоритетов в областном руководстве?

- Со сменой губернатора это никак не связано. Просто с 2006 года мы действительно активно занимались дорожным строительством и реконструкцией дорог. И очень много сделали. Достигли уровня, при котором таких вложений, какие были раньше, не требуется. Сейчас необходимо добиться того, чтобы, например, уровень благоустройства соответствовал тем возможностям, которые появились с развитием дорожной сети. Бывает, смотришь: прекрасная дорога, новая, удобная, нужная. Но по обе стороны – в метре от бордюров – разруха, хлам и буераки. Так же не должно быть! Конечно, сейчас нужно уделить внимание благоустройству. Но это не значит, что мы сворачиваем дорожные программы. В Челябинске есть, где строить дороги. И губернатор настаивает на том, чтобы объемы строительства не снижались. Но если в последние годы приоритет отдавался именно дорогам, то сейчас важно подтянуть другие сферы. Среди них – благоустройство и здравоохранение. Кстати, в этом году мы выделили 100 миллионов рублей на ремонт медицинских учреждений.

Строительство дороги по побережью Шершневского водохранилища по-прежнему в планах?

- Нет, эта тема закрыта. Одно время мы собирались вынести вопрос на городской референдум. Но в итоге поняли, что отношение людей к проекту дороги в основном негативное и тратить деньги на референдум не стоит.

фабрика мебели Рошаль

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

VK31226318