Планы реализации Стратегии-2020 практически сверстаны

Планы реализации Стратегии-2020 практически сверстаны

К первому августа ведомства региона должны сформировать «дорожные карты» реализации стратегии развития до 2020 года. Свое видение будущего озвучили министерства промышленности, информатизации и связи. Есть концепция действий у кураторов дорожного строительства и инфраструктуры. Насколько реальны верстаемые планы и в чем все-таки суть стратегии исполняющего обязанности губернатора Бориса Дубровского?

Машины, недра и земли

Министерство промышленности одним из первых представило свой взгляд на перспективы развития. И это не случайно: от того, как будет чувствовать себя самый, что ни есть, реальный сектор южноуральской экономики зависит, практически, все. В сравнении с этим даже проблема эффективности бюджетных расходов отходит на второй план. Чтобы тратить деньги разумно, нужно их иметь. Они же, главным образом, поступают от промышленности, темпы развития которой на данный момент близки к нулю. Данные статистики показывают: рост производства в первом полугодии относительно аналогичного периода прошлого года – на уровне погрешности.

Страдания основного бюджетного донора сказываются на остальных сферах жизни. Зафиксировано снижение реальных зарплат (сделанных с поправкой на инфляцию) и, как следствие, резкое падение розничного оборота в сфере продовольствия. Можно предположить, что люди экономят на самом необходимом и вкладывают деньги в то, что пригодится в быту в еще более непростые времена (отсюда некоторый рост товарооборота в непродовольственном секторе).

Оживить промышленность, не дожидаясь благоприятной для металлургов внешней экономической конъюнктуры, предполагается за счет модернизации машиностроения.

На совещании по реализации стратегии 2020 Дубровский дал понять: одна из главных проблем машиностроительной отрасли – низкие темпы обновления основных фондов. Требуется внедрение инноваций, в том числе, в управлении производством. Например, предприятиям стоит активнее передавать некоторые производственные функции сторонним компаниям. Такая практика аутсорсинга, отметил Дубровский, распространена в мире.

- Наши же классические предприятия пытаются делать все сами и пока делают на «троечку», - сказал глава региона.

Рассматривается вопрос о развитии центра двигателестроения на базе, в том числе, Челябинского тракторного завода.

Другим промышленным приоритетом станет геологоразведка. Задача – сформировать сырьевую базу для металлургов (в том числе, ММК) и строительной отрасли.

Третье направление – совершенствование практики использования государственного имущества и государственных земель. По словам Дубровского, в этой сфере необходимо избавиться от балласта, для чего следует сформировать четкую программу приватизации.

- Есть сферы, о значимости которых мы очень мало говорим, - говорит руководитель научно-образовательного центра при Уральском отделении РАН Сергей Гордеев. – Речь, в первую очередь, о финансовых результатах работы. На протяжении десятилетия Челябинская область теряла финансовый результат. У нас сейчас соотношение прибыли и убытка хуже, чем в 2005 – 2006 годах. Финансовый результат от добычи полезных ископаемых в нашей области в десять раз ниже, чем в Свердловской.

По словам эксперта, один из главных резервов роста – наведение порядка во взаимодействии институтов государства, бизнеса и общества.

- И это соответствует федеральным трендам, - отмечает Гордеев, приводя в пример попытки государства убедить российские компании вывести свои активы из зарубежных офшоров.

Кстати, показательно, что в ходе совещаний Борис Дубровский уделяет внимание выработке новых принципов работы. То есть, вопрос не только в том, что делать, но и как результата добиться. К примеру, при обсуждении деятельности минпрома говорилось о внедрении в работу ведомства проектных методик. На другой встрече, посвященной развитию в регионе IT-технологий, стало известно о решении сосредоточить все деньги, направляемые в органы власти на развитие информационных технологий, в министерстве связи. По мнению Дубровского, это повысит эффективность расходов и снизит риск проявления коррупции.

Сергей Гордеев уверен, что изменения необходимы и в инвестиционной политике.

- У нас традиционно считается, что привлечение инвестиций - привилегия лишь министерства экономики. На самом деле это процесс массовый, и им должны заниматься все, - считает эксперт.

Карт-бланш для Дубровского

Касаясь федеральных веяний, Сергей Гордеев подчеркивает: вопрос выбора новой траектории развития актуален и для России в целом.

- Все старые стратегии, которые были намечены в начале 2000-х годов, потеряли свою актуальность, - говорит он. – И темпы, и приоритеты развития принципиально меняются. Причем, меняются и в национальном масштабе. Соответственно, вновь возникает вопрос о месте в этом процессе нашей области. Акценты, которые делает Борис Дубровский, выпадают из традиционного восприятия стратегии как документа в три сотни страниц, суть которого мало кому понятна, и который просто пылится на полке.

По мнению эксперта, Дубровский, определив для себя приоритеты, сейчас, опираясь на свой практический опыт, ищет точки роста.

- Челябинская область последние лет десять развивалась по инерции, - отмечает он. – И ожидать, что завтра по решению чиновников появится принципиально новая стратегия, не следует. Потому что люди, привыкшие работать по определенным правилам, не могут в одночасье начать структурные преобразования. Возникает дилемма: либо Дубровский сможет развернуть в нужном направлении бюрократическую машину, либо эта машина старого образца постепенно поглотит Дубровского, и его указания потонут в бюрократической среде и будут работать лишь на формирование никому не нужных рапортов и отчетов. И это – самый принципиальный на сегодня момент. В отличие от чиновников, Дубровский воспринимает стратегию как развиваемый процесс, корректируемый с учетом особенностей конкретной территории. Отсюда возникает взаимное недопонимание. Из выступлений и.о. губернатора видно, что ему интересны конкретные показатели, связанные с социумом. Даже выполнение такой задачи, как рост валового регионального продукта – побочный эффект. Главное же – повышение качества жизни. Ему на данный момент важны не отчеты ради отчетов, а суть и результат происходящих процессов.

Сергей Гордеев подчеркивает, что важно учитывать влияние общероссийских тенденций.

- Хотим мы того, или нет, но влияние региональных факторов на данный момент в три раза ниже, чем общенациональных, - говорит Гордеев. - Во-первых, это изменение конъюнктуры на мировых рынках, что является проблемой для России. Во-вторых, возросли риски недофинансирования со стороны зарубежных банков. В-третьих, кардинальная смена проектов государственного масштаба (к примеру, наши трубы могут пойти не на строительство газопровода «Южный поток», а, допустим, на строительство магистрали в Китай).

Иными словами, потребность в серьезных переменах назрела в масштабах страны. Это серьезный стимул для Бориса Дубровского и, одновременно, его политический ресурс, шанс получить карт-бланш на модернизацию от центра. Вопрос в том, воспользуется ли будущий губернатор этой возможностью.

- И это гораздо более важный вопрос, чем дискуссии о том, реально ли достичь к 2020 году намеченные ориентиры, - считает С.Гордеев. – В принципе, реально. При определенных условиях.

VK31226318