Руслан Гаттаров: «Я никогда не приходил на все готовое»
Вице-губернатор Руслан Гаттаров пришел в команду губернатора Бориса Дубровского как сформировавшийся профессиональный политик. В отличие от коллег он пришел в руководство региона не с производства и не из бизнеса, а вернулся в родную Челябинскую область из столицы, осознанно сменив кресло сенатора на местные хлопоты. Об этапах стремительной карьеры, общественных приоритетах и текущих обязанностях в правительстве региона - в интервью «Челябинскому рабочему».
- Руслан Усманович, вы родились и выросли в небольшом селе в Кунашакском районе. Какое значение для вас имеет малая родина? Поддерживаете ли с ней связь?
- На данный момент по паспорту я - житель села Большой Куяш. Это мой второй паспорт. Первый был на бланке времен СССР. Соответственно, на всех выборах, которые проходили за все это время, я как избиратель голосовал в Большом Куяше. И когда жил в Челябинске, и потом, переехав в Москву, и сейчас, вернувшись в Челябинск, - место регистрации у меня всегда одно.
- И на всех выборах удавалось проголосовать?
- Не помню, чтобы на каких-то из них я не голосовал. Очень в этом смысле обязательный человек. И если не мог быть в день федеральных выборов в Большом Куяше, брал открепительный талон. Когда шли региональные выборы, либо приезжал именно в тот же день, либо пользовался правом досрочного голосования.
- Интересная деталь с пропиской. Дом в вашем восприятии сейчас - это Большой Куяш или Челябинск?
- Дом все-таки Челябинск. Примерно с третьего курса вуза я уже чувствовал себя челябинцем. Вы спросили, что меня связывает с малой родиной? Родители, сестра, племянница, семейный дом. Еще - те проекты, которые удалось реализовать, в том числе в Большом Куяше. Малая родина - то место, куда тебя всегда тянет, где бы ты ни находился. Тем более, если там живут твои родители. Я там бываю, но редко. Причем, когда работал в Москве, бывал чаще, чем сейчас.
- Не хватает времени?
- Да. Рабочий график в исполнительной власти намного жестче, чем в законодательной, даже федерального уровня. В парламенте, по большей части, планируешь его сам, а здесь он сильно зависит от губернатора, а еще большое количество совещаний, встреч, коммандировок, много почты (до сотни писем в день).
- Какие вопросы приходится решать?
- В первую очередь межведомственные вопросы. Если задачу можно решить силами одного министерства, ее решает министр. А есть такие задачи, которые выполняются лишь совместными усилиями двух-трех и более ведомств. Нужно собрать всех министров, выработать дорожную карту и начать процесс реализации. Ни один министр не может самостоятельно собрать подобное совещание. Любой межведомственный вопрос требует вмешательства управленцев уровня заместителей губернатора, и по факту это основная наша нагрузка.
- Вы упомянули проекты, реализованные в Большом Куяше. О чем идет речь?
- Как общественный деятель выбрал себе очень четкую целевую группу - сельские дети. Я отказался от популярной тактики дарить им подарки, привозить конфеты, мячи и тому подобное и решил, что нужно создавать для них дополнительные возможности. Я сам был точно таким сельским ребенком и помню проблемы, с которыми столкнулся, когда приехал в город учиться в университете.
Так или иначе, возможностей развития у городских детей намного больше. Если не ленишься сесть в транспорт и проехать несколько остановок, можешь получить музыкальную школу, любую секцию на выбор - вплоть до олимпийского резерва. Можешь заниматься всем, чем пожелаешь. Ничего подобного в деревнях, к сожалению, нет.
Исходя из этого, я реализовал два системных проекта. Первый - «Мое будущее - в моих руках» - запустили в 2012 году. Воплощали его совместно с ЮУрГУ. Каждый год брали пять сельских районов. Собирали всех старших школьников, проводили анкетирование и, по определенной методике, отбирали сто человек. Их привозили в районную школу на один день. С ними работала группа тренеров и отбирала в итоге из этих ста человек двадцать. Они и попадали в проект. Из пяти районов, получается, в нем участвовалив общей сложности сто человек. Они в течение года работали с тренерами по командообразованию, ораторскому искусству, методике управления проектами. Дети получали возможность раскрыться и убедиться, что они могут добиться в жизни очень многого. Видя участников в первый день и потом, на последней очной сессии, убеждался: они становятся совершенно другими, за год открываются с новой стороны. Некоторые выступающие говорят так, что многие политики могут позавидовать. Сам иногда тушевался выступать после них. Мне казалось, что в сравнении с ними я говорю не так красиво, четко и ярко. Многие из наших участников поступали и в ЮУрГУ, и в другие вузы.
- А что представляет собой второй проект?
- «Урок здоровья. Горные лыжи». С этого года оба проекта ведет Владимир Бурматов, депутат Государственной Думы от Челябинской области. Идея простая. Руководитель национального парка спорта и туризма «Солнечная долина» Олег Сиротин- мой товарищ. Мы договорились о том, что услуги ГЛК для сельских детей будут бесплатны. Единственное, на что я находил деньги - это на питание и страховку. Детей встречают инструкторы, экипируют, обучают. В течение нескольких часов они катаются. Каждый ребенок после занятий получает сертификат горнолыжника.
- Вы рассказываете о проектах регионального масштаба. А непосредственно на малой родине удалось что-то сделать?
- В Большом Куяше при финансовой помощи моих друзей отремонтировали здание детского сада, а на ремонт спортивного клуба «Атлант», в котором я занимался тяжелой атлетикой, деньги выделило министерство спорта, немного денег добавил я. Такие залы, как «Атлант», раньше были доступны только в Челябинске.
- Когда поступали в университет, изначально была установка реализовать себя в областном центре или столице?
- Нет, сначала хотел вернуться. Это нормальная история, когда тянет туда, где тебе комфортно. А дома комфортно. В Челябинске первое время было непривычно, как и у всех студентов, были трудности.
Но через какое-то время открываешь для себя Челябинск, знакомишься с людьми, заводишь друзей. Время, проведенное в университете, - один из лучших периодов в жизни. У тебя еще все впереди.
Родители не могли помогать деньгами, поэтому почти сразу, параллельно с учебой, я стал работать.
- С чем связана смена профессиональных интересов - с тракторостроения на валеологию и экологию, как Вы решились взяться за диссертацию по биологии?
- Давайте вспомним 99-й год. Я оканчиваю университет. Мастер спорта по тяжелой атлетике. Еще в вузе начал заниматься общественной работой и в итоге стал заместителем председателя профкома ЮУрГУ. У нас был очень активный, сильный профсоюз, нормальные деловые отношения с руководством, ректором Германом Платоновичем Вяткиным. Герман Платонович предложил мне остаться работать в университете. Альтернативой был завод ЧТЗ (под это предприятие заточена моя специальность). Но в экономике кризис, многомесячные задержки зарплаты.
Представляете: приходишь на предприятие как молодой специалист и полгода-год не получаешь зарплату. На работу ходишь, живешь где-то (а мне негде было жить), что-то должен есть, а зарплаты нет. В университете же стабильно платили пусть небольшие, но реальные деньги.
Однако, если остаешься в вузе, должен вести научную работу, по-другому нельзя. На автотракторном факультете тогда с наукой было туго, не было оборудования, отрасль была в кризисе. А в вузе только что создали факультет физической культуры и спорта с очень сильными научными кадрами. Так как я был мастером спорта и имел высшее образование, то по действующей на тот момент нормативной базе мог работать тренером по физической культуре и спорту, чем я с третьего курса и занимался. На третьем курсе тренировал ребят в общежитии в пауэр-лифтинге и гиревом спорте. То есть тему диссертации выбрал не из конъюнктурных соображений. Мне по-настоящему была интересна эта сфера.
После 2005 года я связал свою жизнь с политикой, сначала это было Законодательное Собрание Челябинской области, потом работа в Москве в «Молодой Гвардии», а дальше Совет Федерации, там я уже активно вел работу с экономическим и финансовым блоком правительства РФ.
- Теперь вы работаете заместителем губернатора и курируете экономический блок правительства в очень непростое время. Как относитесь к трудностям?
- У меня не было в жизни моментов, когда бы я приходил на что-то готовое и простое. Трудности - это то, что позволяет развиваться, повышать свои профессиональные компетенции. Гораздо интереснее находить ответы на вопросы, не имеющие очевидных решений, чем обеспечивать функционирование отлаженных процессов. Это, если хотите, такой личный вызов.
- То есть начинать с нуля вас не пугает и даже вдохновляет. А какие задачи перед вами стоят сейчас?
- Безусловно, в первую очередь я работаю в рамках своих полномочий и задач, которые ставит губернатор. Они связаны с созданием механизмов для устойчивого экономического роста области, диверсификации экономики, привлечения инвестиций, развитием отрасли информационно-коммуникационных технологий. Внутри каждого из этих блоков есть масса направлений, о них можно очень долго говорить. Но я бы хотел особняком выделить цели, которые значимы для меня, которые я ставлю себе лично, не как чиновник, а как управленец с собственной позицией. Для меня принципиальна задача запуска ряда институтов развития на территории Челябинской области - таких как Агентство инвестиционного развития, индустриальные парки, центры инжиниринга. Важнейшим является вопрос оформления территориальных отраслевых кластеров, объединения под этим флагом многих разрозненных предприятий. Необходимо, чтобы они начали создавать общие стратегии развития, удлинять производственные цепочки внутри региона, формировать вокруг себя пул наших собственных подрядчиков. Все это создаст рабочие места и добавленную стоимость.
Кроме того, есть несколько, назовем их так, макропроектов, например, создание особой экономической зоны или поиск инвестора для Суроямского месторождения, ими я занимаюсь каждодневно в ручном режиме.
Нужно создавать для инвесторов благоприятный климат, чтобы они чувствовали, что им здесь комфортно, безопасно и что здесь к ним относятся с уважением. Это и ликвидация административных барьеров. В правительстве инвестициями должны заниматься все. И если инвестор приходит к конкретному министру, начинает с ним работать и наша помощь не нужна - хорошо. Но если нужна, например, в том, чтобы попасть в государственную программу, то министр приводит инвестора к нам (даже если это медицинская тема), и мы помогаем с площадкой, зданием, проведением различных административных процедур.
- Какие территории области имеют высокие шансы на реализацию новых проектов (помимо тех, которые уже запущены), а где инвестиционный климат нуждается в кардинальном улучшении?
- Как ни крути, инвесторы всегда приходят туда, где лучше развита инфраструктура, где есть профессионалы с хорошим образованием, где меньше административных барьеров. Инвесторам интересно приходить в такие условия, где они несут меньше всего издержек. С этой точки зрения большие города и их пригороды всегда более привлекательны. Челябинская область в этом плане не исключение. Наша задача - привлечь инвестиции в область, в региональный бюджет. Поэтому мы работаем над созданием комфортных условий для бизнеса во всех уголках области. Это кооперация - мы создаем для предпринимателей комфортные условия для ведения экономической деятельности, в ответ бизнес создает в области рабочие места и источники поступлений денежных средств в бюджет. Успешно реализованный проект - это повышение уровня жизни всех жителей Челябинской области. Но чтобы к этому прийти, надо встречаться, договариваться, следить, чтобы потом эти договоренности выполнялись. На самом деле, это в первую очередь борьба с бюрократией - сложная работа.
Но так как, в конечном счете, она приносит пользу для региона, предпринимателя и каждого каждого жителя области, мы будем продолжать избавляться от лишних административных барьеров и учиться на всех уровнях быть более приветливыми к инвесторам.
Я верю, что мы сможем создать для инвесторов такие условия, при которых Челябинская область станет одним из самых привлекательных регионов для ведения бизнеса.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве