Денис Мацко: Деньги должны оставаться в районе

Денис Мацко: Деньги должны оставаться в районе

Реформа местного самоуправления вызывает у наблюдателей три рода эмоций: надежду, скепсис и разочарование. О преждевременности негативных оценок и особенностях работы районных депутатов в переходный период говорим с главой Металлургического района Челябинска Денисом Мацко.

- Денис Николаевич, давайте начнем с текущих задач, которые стоят перед советом депутатов. Что на повестке сегодня и удалось ли чего-то достичь с момента формирования новой структуры местного самоуправления?

- Хочу напомнить, что когда в регионе еще только планировали проведение муниципальной реформы, заранее обговаривали: 2015 год будет переходным. То есть, не появятся сразу полноценные бюджеты и не произойдет окончательное разграничение полномочий. С самого начала предусматривалась постепенная передача функций с городского уровня на районный. На текущий год задача ставилась следующая: сформировать районы как самостоятельные муниципальные образования. Соответственно, создать собственную нормативно-правовую базу. И это первая задача совета депутатов на переходный период. На сегодня принят устав внутригородского муниципалитета. Утвержден первый самостоятельный бюджет - он пробный, маленький, но важно отработать сам механизм его принятия. Во-вторых, необходимо отработать алгоритм принятия решений Советами депутатов в районах.

- Давайте чуть подробнее про деньги. Проводники реформы с городского уровня власти утверждали, что бюджеты районов на переходный 2015-й год сверстаны по той же сметной схеме, которая действовала и до начала преобразований. Вы же говорите о первом самостоятельном пробном бюджете. Речь идет о разных кошельках?

- Кошелек один. Но, напомню, по решению городской Думы районный бюджет формируется из налоговых поступлений - три процента земельного налога, десять процентов налога на доходы физических лиц и сто процентов патентной системы. Это наш полноценный бюджет. Пробный же он потому, что проценты отчислений в районные бюджеты утверждены невысокие. В идеале деньги должны быть именно в районе, максимальный процент налоговых сборов должен оставаться здесь, и это вопрос будущего реформы. Он обсуждается.

Широкая финансовая самостоятельность района не воспринимается как утопия. Но даже проценты по налогам, отчисляемые сейчас, - реальные доходы, которые идут к нам. Следовательно, есть стимул выстраивать взаимоотношения непосредственно с налоговой инспекцией по работе с налогоплательщиками, выяснять причины задержек платежей, вести учет поступивших сумм. И это тоже оттачивание на местном уровне механизмов самостоятельного управления своей казной. Но так как сумма, которой район может распоряжаться самостоятельно, на данный момент очень не велика, остальной необходимый объем средств поступает из городского и областного бюджетов.

- Каково сейчас соотношение двух составляющих казны: той, которая полностью в распоряжении района и денег, поступающих извне на целевые расходы?

- Примерно 40 процентов составляют собственные налоговые поступления и 60 процентов получаем в виде дотаций.

- С учетом всех этих источников в абсолютных цифрах на нужды района предусмотрено больше или меньше денег, чем в прошлом году?

- Бюджет Металлургического района в 2014 году, по факту исполнения, был несколько больше сумм, запланированных на 2015 год. Это связано с тем, что поступали в течение 2014 года дополнительные средства на благоустройство. Но в 14-м он полностью поступал с городского уровня, а сейчас формируется из трех источников, которые я назвал.

- Пробный, экспериментальный бюджет как можете использовать?

- Строго в рамках полномочий, переданных к нам в район. Они на сегодня минимальны. То, что касается, скажем, содержания и ремонта дорог, решения острых вопросов ЖКХ, то полномочия и финансы на эти сферы деятельности в районы не переданы. Поэтому доля бюджета, формируемая местными налоговыми отчислениями, расходуется на проведение в пределах района спортивных и культурных мероприятий. Кроме того, за нами закреплены небольшие полномочия, связанные с благоустройством дворов и молодежной политикой, на реализацию которых мы можем самостоятельно направлять деньги. То есть, переданные на данный момент полномочия не затратные, не предполагают использования большого количества средств. Финансирование хозяйственных вопросов в 2015 году пока остается на уровне города.

- У районного депутата, не входящего в парламент города, есть возможность влиять на решения Гордумы через своих представителей в ней?

- Конечно! Один раз в месяц проходит заседание районного совета депутатов. На нем, в том числе, обсуждаются актуальные вопросы, которые необходимо лоббировать представителям в Думе на заседаниях комиссий. Естественно, речь идет и о том, как эффективнее реализовать в районе решения Гордумы. Мы – одна команда. И делегированные в Гордуму семь человек призваны продвигать общее для всех депутатов райсовета мнение. Один лишь пример. Дума решила выделить депутатам городского парламента по полтора миллиона рублей на выполнение наказов избирателей. Наши представители уже на ближайшем заседании районного совета поставили об этом в известность своих коллег.

В итоге решено: сумму, выделенную из бюджета Челябинска семи нашим депутатам на выполнение наказов избирателей, разделить на всех 25 депутатов районного совета, чтобы каждый в пределах своего небольшого округа мог организовать определенные работы по благоустройству, ремонту многоквартирного дома. Или поддержать образовательные учреждения (школы, детские сады), совет ветеранов.

Конкретный пример того, как депутаты города принесли в район определенную сумму и тратят ее не сами, а, бросив в общий котел, поделили на всех.

- Согласитесь, получается очень маленькая сумма даже для небольшого округа?

- Но проблемы жителей все равно надо решать, независимо от того, сколько средств на выполнение наказов избирателей заложено для каждого депутата в очень жестком на сегодняшний день бюджете.

- Как?

- Этот вопрос сегодня – источник непонимания избирателем наших функций. Совет создан, денег на решение насущных проблем жителей еще нет, а люди хотят конкретных вещей. Есть депутат – пусть организует во дворе детскую площадку. Или отремонтирует внутридворовой проезд. Избирателю же не расскажешь про формирование нормативно-правовой базы. Это мало кому интересно. За много лет в сознании людей сложился расклад: депутат – человек, от которого можно что-то получить.

- А если денег нет?

- Приходится привлекать внебюджетные ресурсы…

- …взывать к социальной ответственности местного бизнеса?

- В том числе. Или вкладывать свои деньги, если депутат – предприниматель и имеет собственный доход. Можно использовать административный ресурс, направляя запросы в разные инстанции и помогая человеку пробить бюрократическую стену. Но это в условиях 2015 года. Если муниципальная реформа будет проведена так, как она задумана, то и задача депутата изменится. В идеальных условиях – есть полноценный, самостоятельно сформированный районный бюджет. Предположим, на следующий год планируется ремонт дорог, благоустройство дворов, обрезка деревьев. И здесь задача депутата – участием в рабочих комиссиях, в заседаниях, дискуссиях принести в свой округ часть бюджетного пирога.

- Роль комитетов территориального общественного самоуправления здесь важна?

- Безусловно. Но они пока действуют на основании городского Положения. Мы, став муниципальным образованием, должны принять новое Положение и решить заново, в каком виде в Металлургическом районе будет представлено территориальное общественное самоуправление. Это касается и границ округов, и принципов формирования КТОС.

- Речь о том, чтобы границы избирательных округов соотнести с границами КТОС?

- На мой взгляд, это было бы оптимально, но вариантов может быть масса. Их нужно обсуждать. Я считаю, что эти границы максимально должны быть приближены для того, чтобы депутаты и руководители КТОС могли работать совместно. Важно также продумать источники финансирования. Не секрет, что комитеты территориального общественного самоуправления сегодня не получают ни копейки. Хотя еще полтора года назад, пусть и мизерные поступления у них были. В идеале первичная структура местного самоуправления выглядит так: рядовой житель, старший по подъезду, старший по дому. Старшие по подъездам и домам входят в состав комитета ТОС, на который опирается депутат, который, в свою очередь, обеспечивает для территориального общественного самоуправления административный, финансовый и человеческий ресурсы. Кстати, внутри каждого округа мы создали общественную приемную депутата: кто-то в помещении местной школы, другие – на базе комитета территориального общественного самоуправления один раз в месяц ведут прием. Плюс – при местном отделении партии «Единая Россия» создан депутатский центр. Каждый из 25 районных депутатов один раз в месяц принимает жителей здесь. И если горожанин не пользуется Интернетом, не знает своего депутата, не ходил на выборы, он все равно может прийти в депутатский центр на Богдана Хмельницкого, 6 и заявить о своей проблеме.

- О чем чаще всего заявляют жители района?

- В рейтинге обычно лидирует вопрос платы за общедомовые нужды. Сегодня его чуть опередила проблема платежей за капитальный ремонт. Третий вопрос – взаимодействие с управляющей компанией. Четвертый блок – благоустройство двора и обрезка деревьев. Пятое – внутридворовые проезды.

- Роль районного депутата в решении этих проблем, честно говоря, слабо просматривается.

- Не соглашусь. Хотя, действительно, по плате за капитальный ремонт и общедомовым нуждам решение принималось на государственном и региональном уровне, и мы можем только пояснять смысл этого шага. Проводить разъяснительную работу. А вот во взаимодействии жителя и управляющей компании депутат может сыграть существенную роль. Во-первых, управляющие компании сегодня прислушиваются к мнению депутатов. И телефонный звонок, а в иных случаях официальный запрос вызывают немедленную реакцию коммунальщиков. С другой стороны, депутат может оказать помощь управляющей компании, организовав, например, субботник. Если же, действительно, управляющая компания проявляет по отношению к клиенту откровенное хамство, то задача депутата вместе с жильцом пойти в жилищную инспекцию. А, если нужно, то привлечь юриста, составить исковое заявление и пойти в суд. Рядовой житель Металлургического района самостоятельно не всегда сможет на это решиться.

- Вы говорили о недопонимании избирателем роли районного депутата. А положительные импульсы от людей чувствуете?

- Знаете, что отрадно: люди потянулись в депутатский центр. То есть, на контакт с депутатом идут, надеются на помощь, а значит, есть молва, что депутаты проблемы решают.

шкафы Троицк недорого

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

обучение каллиграфии в Нижнем Новгороде
VK31226318