Местная власть в границах полномочий

Местная власть в границах полномочий

В ближайшее время руководители администраций Челябинска и районов будут наделены функциями глав своих муниципалитетов. В то время как нынешние главы районов и города останутся лишь в статусе председателей местных парламентов.

В чем смысл этих изменений, пытаемся понять в беседе с председателем постоянной комиссии по местному самоуправлению и межмуниципальному сотрудничеству Челябинской гордумы Владимиром Бодровым.

Владимир Владимирович, как изменится перечень обязанностей председателя Думы и главы администрации Челябинска?

-Полномочия главы города прописаны в федеральном законе. Их перечень не очень длинный. Сегодня ими обладает председатель городской Думы. В ближайшее время они будут вверены главе администрации вместе с наделением его статусом главы города. Федеральный и региональный законодатели в ходе муниципальной реформы пришли к пониманию того, что представительские функции должна выполнять исполнительная власть.

На ваш взгляд, почему?

-Так называемая линейка принятия решений у городской Думы очень короткая. Возьмем, например, бюджет. Мы как депутаты принимаем его в целом на год и потом, если требуется, вносим в него коррективы. Но непосредственное его исполнение, в том числе через руководство структурными подразделениями, лежит на исполнительной власти. Вероятно, исходя из этого, федеральный законодатель посчитал логичным наделить главу администрации полномочиями главы города.

Давайте перечислим эти полномочия.

- Глава представляет город в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города Челябинска. Подписывает, обнародует в порядке, установленном Уставом, решения нормативного характера, принятые Челябинской городской Думой.

Раньше все решения нормативного характера подписывал председатель Думы. Сейчас будет подписывать вновь избранный глава города. Также он издает в пределах своих полномочий правовые акты. Речь идет о правовых актах, которые связаны с процедурой публичных слушаний. До этого все распоряжения, касающиеся организации публичных слушаний, готовил председатель городской Думы. Сейчас это отдается в компетенцию главы города, который является и главой администрации. Публичные слушания, напомню, рассматривают вопросы, касающиеся, в том числе, архитектуры областного центра, градостроительной политики. Кроме того, глава города вправе требовать созыва внеочередного заседания Думы. На данный момент глава администрации таким правом не обладает.

Последний пункт перечня звучит так: «Обеспечивает осуществление органами местного самоуправления города Челябинска полномочий по решению вопросов местного значения города Челябинска и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Челябинска федеральными законами и законами Челябинской области». Перечень, как видим, небольшой, но дает главе администрации новые возможности.

На уровне внутригородских районов будет действовать та же управленческая модель?

- Абсолютно та же!

Вариант структуры местного самоуправления, при котором полномочиями главы города обладает председатель Думы, принят несколько лет назад. Какая была цель: повысить статус представительной власти? Хочется понять, от чего отказываемся.

- На мой взгляд, стремление повысить статус представительного органа власти в тот момент сыграло определенную роль. Поэтому сейчас в контексте передачи дополнительных функций руководителю администрации роль и возможности контроля со стороны представительной власти, конечно, уменьшаются.

Может ли Дума досрочно прекратить полномочия избранного ею главы города?

-В Уставе такой вариант прописан. Процедура, конечно, непростая, но Устав ее предусматривает.

Изменение схемы выборов глав города и его районов создает проблемы при проведении муниципальной реформы в целом?

- Трудности, конечно, есть. Когда сначала принимаются одни правила, а потом, в процессе реформирования, они меняются, естественно, возникают сложности. Каковы будут последствия, покажет время. С другой стороны, у нас в Челябинске уже был период, когда сосуществовали Дума и глава города, выполнявший функции главы администрации.

С той лишь разницей, что глава города избирался на всеобщих выборах.

- Регламент выборов главы определяют федеральный и региональный законодатели. Изменения в Устав города мы принимали на основании вступившего в силу областного закона.

Персональный состав глав районных советов наверняка не изменится.

- Процедура переизбрания предстоит, так как председатели советов в качестве глав районов сложили свои полномочия. Равно, как необходима и процедура конкурса по избранию глав города и районов.

На мой взгляд, тот состав, который сформировался в Челябинской городской Думе и районных Советах, на сегодняшний день оптимален. Учитывая, что председатели районных Собраний и городской Думы избраны недавно, есть смысл продлить их мандат, если они сами не откажутся от исполнения этих обязанностей. Что касается структур исполнительной власти, сейчас загадывать очень сложно. Главы теперь избираются не из состава депутатов, а через процедуру отбора кандидатов конкурсными комиссиями. А на конкурс могут заявиться совершенно новые лица.

Как будет происходить перераспределение полномочий между представительной и исполнительной ветвями власти?

- Дорожная карта выглядит так. Сначала состоится избрание председателя Думы. Затем сформируется конкурсная комиссия по отбору кандидатов в главы города. Вновь избранный глава города своим распоряжением рекомендует создание конкурсных комиссий в районах по выборам районных глав. К этому времени уже состоятся выборы председателей районных советов. Основная задача - пройти этот переходный период безболезненно и спокойно. С одной стороны, не затягивая процесс. С другой - важно, чтобы мы все сделали юридически выверено, чтобы у нас не возникло правовых коллизий с последующим оспариванием принятых решений.

В какие сроки все это планируется сделать?

- Думаю, что к середине сентября новая система власти уже сформируется.

Как решается вопрос по перераспределению теперь уже финансовых полномочий между городским и муниципальным уровнями власти?

- В пределах свои полномочий районы сами полностью распоряжаются сегодня деньгами. Каждому району еще в начале года был предоставлен свой бюджет…

…но распределялся он по сложившейся и действующей на тот момент сметной схеме?

- Примерно по сметной схеме. Но характер этого распределения определяется внутри района, и на него уже никто не может влиять. На сегодняшний день принято решение о дополнительной передаче денежных средств со стороны субъекта Федерации. Каждый район получит по 30 миллионов рублей. Эти деньги должны пойти на благоустройство территории и улучшение качества среды. Но куда именно их направлять, район решает самостоятельно.

Мы говорим о благоустройстве. Но есть еще такие сферы, как образование, здравоохранение.

- Они вне полномочий районов. К примеру, решение вопросов образования - зона ответственности региона, которая делегирована городу. Перспектива передачи районам дополнительных функций в этом году не просматривается. Здесь очень тонкая грань. Когда обсуждаем эти вопросы, исходим из того, что единую систему хозяйственного управления городом нельзя нарушить. Одно дело - обустройство внутридворовых и междворовых пространств. Но разделить, например, магистраль, связывающую несколько территорий, нереально. Поэтому подчеркну: полномочия районов, по крайней мере, в текущем году, расширены не будут.

Kurovskoe-mebel.ru мебель в Куровском .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


душевая кабина под ключ в Ростове-на-Дону
VK31226318