Итоги-2008: Неисповедимы пути Путина

Минувший 2008 год был годом потрясений и перемен. А ведь как хорошо он начинался. Свидетельство окончательной и бесповоротной победы руководящей силы страны — настенные календари, украшающие квартиры южноуральской глубинки. На них лик Христа либо мечеть, а рядом — эмблема «Единой России» с партийным мишкой. Красноречивый намек: с партией един не только национальный лидер, но даже тот, чье имя нельзя упоминать всуе.
Единство в партийных рядах укреплялось стремительно даже в нашем регионе. Хотя внутрипартийные дискуссии между администрацией Челябинска и руководством области раньше отличались бешеным накалом. Однако после того как «ЕдРо» благословила Михаила Юревича на мэрские выборы, главный оппонент главы города Андрей Косилов заговорил о нем с подчеркнутым уважением. Корректировку собственной позиции назвал прагматизмом. Это при коммунистах такая гибкость называлась бесхребетностью. А нынешняя партия — ум, честь и бизнес нашей эпохи. Причем, акцент на последнем слове.
Идиллию всеобщего единства нарушили бодания городских и областных властей по поводу тарифов на коммуналку следующего года. Со стороны зрелище смотрелось весело. Заморозить тарифы монополистов у Москвы просили в основном областные власти, а предвыборные сливки снимал мэр города. А тот факт, что федеральное правительство, несмотря на настойчивые просьбы региона, от идеи тарифного роста не отказалось, говорит о совершенстве властной вертикали. Ветер недовольства из областей веет настолько слабо, что можно плевать вниз, не опасаясь за последствия. Чем федеральная власть неоднократно пользовалась. Последний раз — повысив пошлины на ввоз зарубежных иномарок. Часть народа возмутилась и вышла на улицы. Такого нахальства низов в нашей «тихой гавани» не было с 2005 года, когда льготы впервые заменили деньгами. Правда, Челябинск массовой и неподконтрольной акцией отличился еще в апреле, когда возмущенные монетизацией областных льгот пенсионеры перекрыли проспект Ленина. Центр города на несколько часов превратился в одну грандиозную пробку.
Но в целом по стране все шло хорошо. Весной мы вместе с Владимиром Владимировичем Путиным выбирали нового президента. Причем по сложившейся традиции сначала выбирал Владимир Владимирович, а потом мы. В итоге осталось послевкусие, как от навязанной в супермаркете промоакции.
Тем не менее Дмитрий Анатольевич Медведев устраивал многих, так как показал себя человеком разносторонним. Перед западными лидерами он с глубоким уважением отзывался о США. А в присутствии российской элиты грозил тому же Западу ракетами «Искандер». Когда его главный избиратель собрался послать к приболевшему главе компании «Мечел» доктора с налоговой службой (чем обрушил российский фондовый рынок), Медведев призвал «не кошмарить бизнес». Либералам это понравилось: они вообразили, что президент лично обращался к своему другу и учителю. Но Дмитрий Анатольевич — ученик верный, что и продемонстрировал, предложив увеличить срок полномочий главы государства и верного ему парламента, соответственно, на два и один год. Идея в правящих кругах вызвала горячее одобрение. Чем выше власть, тем ниже поцелуи.
В разгар лета из России потек иностранный капитал. Особенно после маленькой и победоносной войны с агрессивным режимом Саакашвили. Бизнес-аналитики успокаивали, что в уходе денег нет ничего страшного: игрища на фондовой бирже мало влияют на экономику нашей страны. Впрочем, крысы на управление кораблем тоже не влияют, но их бегство иногда вызывает панику. Потому несознательный российский люд заговорил о скором кризисе. Отечественные власти повели себя мудро. Во всем обвинили Америку. А про кризис в России вещали так, как в СССР было принято говорить о сексе. То есть отрицали его наличие. Между тем, в банках взлетел спрос на валюту, а вкладчики уже не могли сразу и без особых проблем получить свои сбережения. Им деньги выдавались дозами и по специальному графику. В ноябре компании крупнейших отраслей заявили о спаде производства и предстоящем сокращении рабочих. Правительство заклинает, что все будет хорошо, выдает средства на поддержку банков и предприятий, обещает социальные гарантии россиянам, обиженным мировым финансовым кризисом. На вопрос, где найдется столько денег, представители власти отвечают уклончиво. Но им все равно хочется верить. Ведь неисповедимы пути Путина.
