Пиар параллельно правилам
Агитационный период на выборах Думы и мэра Челябинска еще не наступил, а город уже пестрит незаконной рекламой.
Сказать о том, что весь народ сегодня осознанно ходит на выборы — значит поторопиться. Основная масса россиян относится к ним довольно формально. Однако есть среди наших людей искушенные избиратели, которые с большим интересом наблюдают за демократическими процессами. Как правило, это азартные люди. Для них избирательные кампании сродни детективным играм. Они понимают, что каждый появившийся агитационный материал хранит в себе тайны и загадки. Видишь и читаешь одно, просматриваешь и угадываешь другое. По-иному и не может быть, когда законы ставят большие ограничения для кандидатов. Приходится применять особый язык, чтобы себя пропиарить и правила не нарушить. Иногда это получается довольно смешно и талантливо.
Товарищ собирается на выборы!
Разрабатывая свои пиар технологии, политтехнологи берут в расчет среднестатистического голосующего избирателя. Он однозначно мыслит, ему надо разжевывать «хорошесть» кандидата по методу учителя у доски, который после уроков собрал нерадивых школьников и внятно пытается что-то объяснять. Поэтому избирательные кампании, как правило, начинаются загодя. Прямым текстом об этом никто не говорит, но по определенным признакам люди однозначно понимают: «Товарищ собирается на выборы!».
Для части населения это знак. Профессиональные агитаторы сразу же стараются приблизиться к такому человеку, чтобы потом на нем заработать. Избирательная кампания по выборам мэра и гордумы Челябинска стартовала, однако агитационная активность официально начинается только после того, как кандидат уведомит городскую избирательную комиссии о том, что желает баллотироваться. Некоторые участники выборов оттягивают этот момент на последние дни, чтобы воспользоваться возможностью поработать без подчинения законодательству.
Первые вестники выборов появились в городе минувшей осенью, когда на домах расклеили баннеры об открытии общественной приемной. Авторство прикрыто организацией, но фамилия ее лидера написана гораздо крупнее и ярче, чем информация о факте открытия центра бесплатной юридической помощи. Этих щитов было так много, что только ленивый не заметил, что этот самый активист начал свою избирательную кампанию.
Интрига заключалась в том, что билборды были размещены в нескольких округах. По всей видимости, на момент заявки будущий кандидат еще не решил, в каком месте будет полезен избирателям. На минувшей неделе интрига разрешилась, человек с именем и фамилией, обозначенной на самом баннере, уведомил избирком о своем намерении попытать свое счастье на предстоящих выборах в Думу. И округ он выбрал один из тех, где уже вовсю красовалась его фамилия. Согласитесь, занятный пиар: человек еще ничего толком не сделал, но его уже запомнила добрая половина горожан.
Здесь селедку заворачивали
К выборным законам у нас относятся, как Владимир Винокур в интермедии к нотам: «Здесь читать, здесь нет, а здесь селедку заворачивали». Как пояснили активисты общественного фонда «Голос-Урал», в случае, если в описанных выше баннерах обнаруживаются признаки агитации, сумма, потраченная на их изготовление, приплюсовывается к избирательному фонду, она жестко регламентируется и ограничивается. Для кандидатов в депутаты гордумы фонд составляет 500 тысяч рублей. Прикидывая стоимость тех «продуктов», которые традиционно используются в качестве агитационных материалов, можно уверенно сказать, что этого очень мало. Избирательная кампания должна выглядеть скромно. А где вы видели в Челябинске ненавязчивую агитацию? Это сделано якобы для того, чтобы поставить всех претендентов в равные условия. Один знакомый политтехнолог, когда зашел разговор о том, что 500 тысяч рублей не хватит на предвыборную агитацию, если делать ее «белой», с гордостью заявил, что на прошлых выборах на его депутата потрачено всего 300 тысяч рублей из избирательного счета. А кампания была солидная, и кандидат победил. «А остальное?» — спросили мы. «А кто их найдет и докажет?» — нагленько и хитренько заявил знакомый политтехнолог.
То есть даже визуально мы видим, что на агитацию потрачено очень много денег, но официально на это ушли сущие копейки.
Где народ, там я
На «горячую» линию общественного фонда «Голос-Урал» позвонил избиратель и пожаловался, что в Ленинском районе Челябинска некто усиленно собирает график родительских собраний в школах. Закон не разрешает агитацию на мероприятиях в муниципальных или государственных учреждениях, если таковые не оплачены из избирательного фонда кандидата. В этой ситуации ясно, что оплата родительского собрания в принципе невозможна. Кто-нибудь сомневается, что на эти родительские собрания придет кандидат? Конечно, придет и расскажет, как он будет строить детские площадки, организовывать бесплатные спортивные секции и, наконец, в этой школе починит крышу.
Обещание благоустроить двор и отремонтировать лифт является подкупом избирателей, который запрещен законом. К этому же виду незаконной агитации относятся и концерты с гармошками и певуньями, на которые ветераны приходят по бесплатным пригласительным билетам. Перед мероприятием выступает политик и говорит о том, какая у них маленькая пенсия и как важно заботиться о старшем поколении. В лучшем случае из избирательного счета он оплачивает две-три минуты аренды. Такая методика применяется повсеместно, но никто из организаторов празднеств не был наказан снятием с дистанции или хотя бы штрафом.
Депутат — всего лишь физическое лицо
Еще одна знакомая история: баннер у дороги с изображением действующего депутата, поздравляющего граждан с Новым годом. Это тоже подпадает под признаки предвыборной агитации. Она считается таковой, если кандидат уже зарегистрировался. Иначе это грубое нарушение, но уже не выборного законодательства, а закона о рекламе. Как известно, реклама бывает коммерческой и социальной. Поздравление действующего народного избранника с Новым годом, судя по всему, относится к социальной рекламе. Но закон запрещает использовать в баннере изображение физического лица. В нашем случае даже депутат является только физическим лицом. Городская Дума может поздравить челябинцев с праздником, но только как орган представительной власти. То есть сфотографироваться полным составом или показать свое здание.
Пиарюсь из экономии
Еще один случай из нынешней избирательной кампании с участием действующего депутата, который собирается выдвинуться на следующий срок. В рождественские каникулы на подъездах его округа появились листовки, на которых изображен депутат в шапочке Деда Мороза, от его имени написано поздравление горожанам и приглашение на праздник двора. Здесь присутствуют элементы подкупа. Но это не главное. Все мы не раз наблюдали, как подобные листовки срывают, и они ваяются в подъездах и во дворах лицевой стороной и обратной. На упомянутых объявлениях депутата на обратной стороне содержится прямая агитация: видный общественный деятель разъясняет избирателям, как важно проголосовать именно за этого человека. А в выходных данных значится: оплачено из избирательного счета одного из кандидатов выборной кампании в Законодательное Собрание Челябинской области 2005 года.
Действующий депутат объяснил это тем, что содержание обратной стороны присутствует в его листовках из-за экономии бумаги. Остались с прошлых выборов материалы. Не выкидывать же? Вот он и использовал их для поздравления, распечатав на собственном принтере. Просто и не подкопаешься. И деньги из фонда не затратил, и пропиарился, и закон не нарушил.
Про низкопробную прессу
Теперь по СМИ. Закон ограничил для участников выборов сроки агитации в газетах, на радио и телевидении до месяца. Средства массовой информации потеряли солидный источник дохода. Штабы кандидатов ограничили расходы по этой статье. Мало того что месяц, но еще и материалы можно опубликовать только официально. Ничего не скроешь. Проще и дешевле издавать собственные газеты. Поэтому избиратель сейчас получает информацию не от профессиональных журналистов, а из огромного количества прессы, которую им бесплатно засовывают в ящики. Как правило, это делают люди, далекие от газетного дела.
Сам собой напрашивается вопрос: зачем издавать такие законы, которые не удобны, не эффективны и все равно не соблюдаются? Практически все избирательные кампании варьируют вокруг законов, де-юре их соблюдая, де факто — грубо нарушая. Самое интересное, что пишут их те самые люди, которые пиарятся и избираются. Они не ищут простых путей, оставляя в законах лазейки. Наверное, законодателям очень удобно жить не по закону, а идти почти параллельно ему, лишь иногда к нему прикасаясь...
Ирина ДУРМАНОВА
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве