Несостоявшийся импичмент

Несостоявшийся импичмент

Громкий арест главы Кизильского района стал почвой не только для разговоров о взятках. Многих интересует, кто станет возглавлять район после ареста Александра Смирнова. Было объявлено, что полномочия председателя Совета перешли к его заместителю Владимиру Заплатину. О полноценных выборах главы в Кизиле можно говорить лишь после вынесения решения суда по уголовному делу Александра Смирнова. Депутаты районного Собрания Евгений Макаров, Александр Потапов и Игорь Бородулин решили опередить события.

— Достаточно обратиться к статье 9, 11 и 20 нашего устава, — говорит депутат Александр Потапов. — Среди полномочий представительного органа есть и такое право — принятие решения о выражении недоверия главе района. Поэтому мы, выражая волю своих избирателей, и предлагали принять такое решение. Но наше предложение почему-то испугало собравшихся. Коллеги на закрытое заседание пригласили прокурора района Дениса Бадьина. Его выступление и решило исход голосования.

По мнению депутата Лидии Кирпичниковой, народные избранники доверились мнению прокурора — профессионального юриста.

— Как пояснил прокурор, выражение недоверия главе района является противозаконным, — говорит Лидия Павловна. — А принимать заведомо незаконные решения мы не вправе. Поэтому я, как и большинство депутатов, проголосовала против.

На решение другого депутата — Василия Игуменьшева — также повлияло мнение прокурора:

— В данной ситуации необходимо дождаться решения суда. В устав района были внесены изменения, они ограничивают полномочия депутатов в части выражения недоверия главе района.

Денис Бадьин считает, что согласно статье 36 Закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» полномочий у депутатов, позволяющих выражать недоверие главе района, нет.

— Народные избранники руководствуются положениями устава района, которые утратили силу, — говорит Денис Александрович. — Когда устав принимали, в 2003 году действовал областной закон «О статусе главы муниципального образования». Он утратил силу в январе 2006 года. Статьи устава и областного закона, касающиеся полномочий депутатов, приведены в соответствие с федеральным законом №131. Поэтому депутатам можно однозначно ответить, что они не могут выразить недоверие главе и, таким образом, досрочно прекратить его полномочия.

— Мы позволим себе не согласиться с прокурором, — говорит депутат Евгений Макаров. — Согласно тому же закону, изменения и дополнения, которые были внесены в устав, при этом именно те, что касаются структуры органов местного самоуправления, их полномочий, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа, принявшего эти изменения и дополнения. То есть со следующего созыва.

Адвокат Татьяна Карамышева считает, что устав Кизильского района не содержит положений о том, что заместитель председателя собрания может в отсутствие главы района исполнять его обязанности:

— Глава района в соответствии с ч. 1 ст. 24 устава является высшим должностным лицом района и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Только после избрания он становится председателем собрания депутатов. Заместитель председателя собрания осуществляет свою деятельность в соответствии с распределением обязанностей между председателем и заместителем. Ни в одном из пунктов устава района не предусмотрено, что заместитель председателя собрания может исполнять обязанности главы района. Вопрос о том, кто может исполнять обязанности главы района, решают только депутаты.

Оппозиционеры Александра Смирнова хотели бы не просто выразить свое мнение по поводу случившегося, но и добиться изменений во властных структурах района. В то же время окружение Александра Смирнова спешит сделать виноватым во всем пойманного за руку шефа, при этом не выпуская из рук доставшейся от него в наследство власти. Расчет — на отходчивость народа и нежелание областных властей менять районную элиту. Поэтому кизильские депутаты лишь осудили поступок своего лидера, не более того.

Кстати, 16 января очередное ходатайство защиты Александра Смирнова об изменении ему меры пресечения осталось без удовлетворения.

VK31226318