Людей «вымывают» из выборов
На минувшей неделе депутаты Госдумы РФ ликвидировали институт денежного залога на федеральных, региональных и местных выборах, внеся поправки в избирательные законы. В ближайшее время будут рассмотрены еще десять новых поправок, касающихся демократических процедур. Все они вносятся в Думу по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева, который озвучил их 5 ноября 2008 года в своем Послании Федеральному Собранию.
Как известно, в Челябинске сейчас идет подготовка к муниципальным выборам. Своим правом воспользоваться регистрацией по денежному залогу воспользовались 52 кандидата в депутаты городской Думы и три — на должность мэра. 143 претендента зарегистрировались по упрощенной системе, без подписей и залога, как представители парламентских партий. Соответственно, 69 самовыдвиженцев и членов партий «Яблоко» и «Патриоты России» собирали подписи в свою поддержку.
Казалось бы, с точки зрения пиара сбор подписей для кандидатов более привлекательный вариант, потому что процесс несет законную агитационную нагрузку. Активисты рассказывают избирателям о кандидате, его программе, и у тех информация остается в голове вплоть до дня голосования. Зачастую именно этот фактор играет решающую роль в выборе. Однако наиболее опытные и прагматичные кандидаты предпочитают не рисковать с подписями — спокойно вносят деньги на счет избирательной комиссии и приступают к непосредственной агитации. Этот вариант самый надежный. Он лишен риска.
Вспоминается история, связанная со сбором подписей в ходе одной президентской кампании, той, где во второй раз выиграл Владимир Путин. Один из его оппонентов собирал «автографы» в свою поддержку в Челябинской области. Сюда спустили разнарядку, собралась хорошая команда, и люди честно приступили к обходу избирателей. Однако через два дня поняли, что в такой короткий срок набрать необходимое количество подписей невозможно.
На помощь пришли «рисовальщики» (есть и такая профессия в области политтехнологий). Для них купили базу данных, список жителей Челябинска с паспортами и адресами. Человек 15 сели за огромный стол и по кругу стали заполнять подписные листы — создавалась видимость разных подчерков.
По схеме все подписи, честные и нарисованные, отправили в Москву на первую проверку. Часть пошла в ЦИК на регистрацию, часть вернулась в качестве брака, за нее сборщики не получили деньги. Каково было изумление, когда в брак причислили честные подписные листы, а нарисованные ушли в ЦИК, успешно прошли экспертизу, и кандидат был зарегистрирован.
В этой самой процедуре регистрации по подписным листам смущают две вещи: короткие сроки, которые при масштабных выборах не позволяют сделать работу качественно, и жесткие формальные рамки, из-за мельчайших формальных признаков подписи признаются недействительными. Написал старый дедушка после названия улицы не слово «дом», а букву «д.», как привык, — брак. В расчет берется не факт достоверности желания этого избирателя поддержать кандидата, а бюрократическая казуистика.
В нынешних выборах одному из кандидатов в городскую Думу отказали в регистрации из-за даты сбора подписей. Там был день сдачи документов в избирательную комиссию, а надо было это делать через сутки после уведомления. Оставалось время, и этот человек успел заявиться второй раз, внести денежный залог и успешно зарегистрироваться.
Вторая история из сегодняшнего дня. Один кандидат сдал подписи на экспертизу. А в комиссии есть человек, который представляет партию, мягко говоря, ему недружественную. По всей видимости, было дано указание всеми способами не допускать кандидата на выборы. В результате этот эксперт забраковал больше допустимых законом пяти процентов недоброкачественных и недействительных подписей. Случился скандал. На заседании члены комиссии вынуждены были еще раз проверить списки, и количество брака снизилось. Справедливость восторжествовала. Но чаще случается наоборот. Неугодного кандидата снимают, даже если у него документы в порядке. «Не согласны — обращайтесь в суд!» Претендент идет в суд, пока тот восстанавливает его права на регистрацию, избирательная кампания заканчивается.
— Конечно, отмена денежного залога в первую очередь ударит по оппозиции, — считает член регионального совета партии «Правое дело» Андрей Некипелов. — В странах с прочными демократическими позициями система выдвижения кандидатов неодинаковая. Существует и институт сбора подписей, в некоторых государствах процедура выдвижения упрощена до минимума. Сделано все, чтобы выбор делали избиратели, а не правящая элита.
— Я согласен, что система регистрации по подписным листам легко поддается манипуляции, — соглашается челябинский политолог Сергей Зырянов. — Меня настораживает, что все меньше и меньше самовыдвиженцев участвуют в выборах. В большей мере они имеют возможность показать себя на муниципальном уровне, но и здесь не так-то просто становится воспользоваться своим правом. Хотелось бы видеть новые лица. Нам предоставляют тех кандидатов, которые уже прошли через фильтры политических партий. Нет талантливых самородков. Есть дисциплинированные партийцы. В этом демократический перекос.
При приеме этого закона больше всех возмущался и высказывался против Владимир Жириновский. Тем не менее подавляющим большинством голосов фракций «Единая Россия» и КПРФ изменения получили законную силу. Следующие выборы состоятся уже в новых условиях. Вертикаль власти все больше укрепляет свое влияние, а избиратели все меньше...