«Голосовцы» подловили избирательную комиссию
Межрегиональный общественный фонд «Голос-Урал» назвал прошедшие выборы более или менее корректными по отношению к закону. Впервые было найдено взаимопонимание с большинством участковых избирательных комиссий, которые не препятствовали активистам, на выборах представлявших газету «Гражданский голос» и присутствовавшим в зале, где проводились голосование и подсчет бюллетеней. «Голос» может утверждать, что там, где были его корреспонденты, подтасовок в подсчете и вбросов бюллетеней не было.
Однако настораживающие моменты все-таки удалось заметить. Известен тот факт, что некоторые участковые избирательные комиссии затянули процесс подсчета голосов. Надо полагать, что у них не всегда сходились цифры в протоколе. На одном из участков «голосовцам» удалось спровоцировать подлог.
— Я голосовал на своем участковом избирательном участке № 776 в Тракторозаводском районе, — рассказал сегодня на пресс-конференции активист «Голоса» Станислав Мальцев. — Решил провести эксперимент и практически открыто вынес незаполненный бюллетень со списком кандидатов в депутаты Челябинской городской Думы. Никто не обратил на это внимание, и меня не остановили. Хотя всем известно, что именно таким образом работает «вертушка». Но это не самое интересное, потому что желающих купить этот бюллетень возле участка я не обнаружил. Когда прошел подсчет голосов на этом участке, я обнаружил в протоколе четкое соответствие количества проголосовавших избирателей числу бюллетеней, оказавшихся в урне. Возникает вопрос, кто же все-таки за меня проголосовал и кому отдан мой голос?
— Вопросы в процессе наблюдения возникали и по голосованию на дому. 1 марта на «горячую линию» «Голоса» поступил сигнал от наблюдателей, дежуривших в УИК № 1989 Ленинского избирательного округа № 19, — рассказывает председатель правления МОФ «Голос-Урал» Юрий Гурман. — Они жаловались, что голосование на дому ведется по списку, предоставленному органами Собеса, и часть людей из этих списков ушли из этой жизни. (По закону на дому голосуют только те, кто сам изъявил желание исполнить свой долг, но по каким-то причинам не может прийти на избирательный участок — Прим. авт.) Мы выехали с проверкой. Выяснили, что список действительно пришел в УИК из Собеса, но комиссия обзвонила ветеранов и поинтересовалась, на самом деле ли они желают проголосовать или нет. Выехали две бригады, в одной были наблюдатели, и подтвердили, что пенсионеры проголосовали без подсказок и давлений. Со второй бригадой наблюдатели не поехали. Представители кандидатов и партий предпочли остаться в теплом помещении. Кто может гарантировать, что в этом случае люди, а их было порядка 50 человек, не проголосовали так, как кому-то было надо? Насторожил и тот факт, что комиссия, в том числе ее председатель, вели себя достаточно нервно. На участке был замечен кандидат в депутаты, в последствие победивший на выборах, и чиновник из районной администрации, который вел себя там, как хозяин.
На пресс-конференции «голосовцы» заострили внимание на том, что процесс наблюдения надо готовить наиболее тщательно. Это обеспечит стопроцентную уверенность в честности проведения голосования и легитимности избранной власти. Если в агитационных технологиях штабы достаточно подкованы, то наблюдение является достаточно слабым звеном политических технологий. Зачастую после выборов раздаются крики о том, что они проводились нечестно. Уместен вопрос: куда смотрели наблюдатели?. Мимо профессионально подготовленных людей мышь не проскочит, не говоря уже о подтасовке голосов, которые такие наблюдатели умеют пресекать.
Нелогичной, по словам Юрия Гурмана, выглядела в прошедшей избирательной кампании и наша судебная система. Единственный снятый с выборов кандидат в депутаты «единоросс» Эрнст Горбачев лишился статуса по формальному признаку. Действительные нарушения остались судами незамеченными. «Не хотелось бы, — отметили в своем заявлении активисты МОФ «Голос-Урал», — чтобы суды оставались инструментом для политических игр». Безнаказанность породила всплеск «черного» пиара в конце избирательной кампании. Те, кто чтил закон, почувствовали себя идиотами и развязали «спецпроектную» войну, с которой, кстати, не умеют бороться наши правоохранительные и надзорные органы.
— Как бы то ни было, выборы в Челябинске постепенно входят в законные рамки, — отмечают общественники. — В других регионах, где проводились муниципальные выборы, беспредела было значительно больше. В городе Долгопрудном Московской области, например, были избиты и госпитализированы два корреспондента «Гражданского голоса». Судя по всему, до полной демократии и развитого гражданского общества нам надо еще шагать и шагать. Главное — идти, а не стоять на месте.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве