Кризис - это не "Гербалайф"

Кризис - это не "Гербалайф"

Самым заметным культурным событием недели в Челябинске стал приезд знаменитого телеведущего Леонида Парфенова на презентацию первых двух томов книжной версии своего проекта «Намедни: 1961-1991». Собравшиеся на автограф-сессию в магазине «КнижникЪ» поклонники телезвезды и журналисты услышали много интересного и о самих книгах, и о российской истории, и о текущей нашей действительности. В каком-то смысле это был другой Парфенов. Сдержанность и чуткость к полутонам, ставшие частью его образа, почти исчезли. Их сменили резкость оценок и открытая язвительность, которые в наше время можно даже счесть смелостью.

Кризис же не «Гербалайф»

- Леонид Геннадиевич, вам ближе пессимистическое отношение к кризису или вы видите в этом явлении некий повод для очищения?

- Это повод, но им могут не воспользоваться. По крайней мере, в России на это даже намека нет, на мой взгляд. Конечно, каждый кризис может быть очистительным, но для этого же нужно что-то сделать, сам-то он не вынесет шлаки. Кризис же не «Гербалайф».

- И что же нужно сделать?

- Слезть с нефтяной и газовой трубы, либерализовать экономическую политику, чтобы рос не только бизнес углеводородов. Газпром, наконец, разукрупнить. Политический пресс ослабить - власть, выведенная из конкуренции, и государственное администрирование в стране ужасающи. Много чего надо сделать, была бы политическая воля. Все рецепты давно известны и опробованы в других странах. В нынешнем виде - с этой окостеневшей государственной структурой, коррупцией и эмиратской хозяйственной моделью - мы, конечно, с кризисом не справимся. И длиться он будет до тех пор, пока не поднимутся цены на энергоносители. Так уже не раз бывало.

- Вы согласны с тем, что у нынешнего кризиса не только экономические и политические причины? Что есть еще, например, моральный аспект?

- Не согласен. Не понимаю, что такое моральный кризис. Люди плохо себя вели, и Бог их покарал падением цен на энергоносители?

- Появилось же выражение: «чрезмерное потребление»…

- А что значит «чрезмерное»? Потребление регулирует рынок. У кого-то суп жидкий, у кого-то жемчуг мелкий - кто степень определит? Есть цена. Люди ее оплачивают своим трудом. Мораль к этому не имеет никакого отношения.

Комиссии на историю не влияют

- Как вы относитесь к недавно созданной Комиссии при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России?

- Комиссии на историю не влияют. Наивно думать, будто вот они соберутся во главе с Собяниным (на самом деле комиссию возглавляет нынешний глава президентской администрации С. Нарышкин. - Прим. ред.) и от этого что-то изменится. Все эти комиссии каждый раз заняты одним - это видно, когда потом смотришь их учебники: нужно доказать, что, к примеру, в 1939 году мы правильно напали на Финляндию или что Прибалтика сама хотела в Советский Союз. Они до сих пор ставят знак равенства между российским и сталинским. Поэтому всегда приходится что-то объяснять. Я им много раз говорил: если это наука, тогда она как физика: е=mc2, независимо от того, какой замглавы администрации президента курирует физику. Был переворот в Чехословакии в 1948 году или Масарика просто мертвым нашли в квартире и коммунисты пришли к власти? 61 год прошел, а они все еще кого-то там выгораживают. Смех. На кого они повлияют? На учебники, которые им подвластны? Это возможно. А на мировое общественное мнение они не повлияют. И никто никогда не признает вхождение трех балтийских стран в Советский Союз добровольным. Ну на кого это рассчитано? На тех, кто и так с ними согласен?

- Зачем нынешней власти старые идеологические клише, все эти слоганы, очень напоминающие советские?

- Где-то году в 2003-2004-м стало понятно, что никуда Советский Союз не исчез. Потому что никакого другого опыта у людей нет. На старую советскую матрицу накладываются новые реалии. Средний россиянин сегодня по-советски получает образование, служит в армии, лежит в больнице, голосует за власть, смотрит телевизор, поет гимн (мелочь, а он ведь тоже советский!), грозит загранице, продает углеводороды и пользуется результатами этих продаж… А идеологии в этом нет. Есть надменная каста, которая висит над. Она абсолютно безответственна, она вся назначена и никакой элитой не является. Всем понятно, что в стране полтора политика или даже один, выступающий под двумя псевдонимами, что нет никакой ротации, политической конкуренции, а мы все дважды пережили позорную операцию «Преемник»…

Все делается абсолютно цинично. Есть власть и собственность, ничего больше. Идеология была, когда, по крайней мере, рассказывали что-то про власть рабочих и крестьян. Власть тогда была, в общем, такой же и гнездилась там же - на Старой площади. И тоже была абсолютно безответственной, могла сколько угодно поднимать тост за долготерпение русского народа, как сделал Сталин после Парада Победы. Та идеология была иллюзорна, вранье это все было собачье. Но какие-то приличия соблюдались, а теперь я и таковых не вижу. Кто кого стыдится? Чиновники декларируют смешные доходы, а носят «котлы» (наручные часы. - Прим. ред.) за 70 тысяч долларов. Перекрывают улицы, когда мотаются на дорогих иностранных тачках, требуя поддержки отечественного автопрома. Ну и так далее. Никто и не пытается все это логически связать и выдать в какую-то единую легенду.

- Есть мнение о том, что все в России повторяется, что существует некий «круговорот русской истории».

- Не думаю, что это так. Можно все что угодно говорить о сегодняшнем положении в нашей стране, но все-таки на повторение той эпохи не похоже. Что-то напоминает то время фрагментарно, однако фарш невозможно провернуть назад.

«Квалите де ля ви»

- А, на ваш взгляд, безотносительно конкретного режима должно ли в России существовать понятие «идеология» или, скажем, «национальная идея»?

- Понимаете, какая штука… Я не знаю, считаете ли вы «национальной идеей» или «идеологией» ну, скажем, примат интересов человека. Если это «идеология» - пожалуйста, получайте. Я считаю, что это просто либералистское мироощущение - наверное, как принято в остальном мире выражаться. Богатством в России является не нефть и не газ, а 140 миллионов человек все еще самого большого в Европе населения, довольно научаемого, очень быстро при желании преодолевающего какие-то трудности, наверстывающего упущенное. И если бы у людей была возможность жить, зарабатывать, чувствовать себя гражданами мира, свободными в передвижении и т.д., и т.д., то это, конечно, была бы другая ситуация и другая страна. И вот она была бы реально могучей. Потому что 140 миллионов человек, стремящихся к уровню жизни 70 миллионов французов, просто арифметически вдвое превзойдут по объему ВВП на душу населения, счастья на квадратный метр и прочим показателями ту же Францию. Страну, где одним из основных критериев политики является «квалите де ля ви», качество жизни то есть. Когда в среднем доход человека 5 тысяч евро в месяц и плюс-минус 2 тысячи не имеют значения для счастья. А имеют значение условия работы, качество обслуживания, инфраструктура, какие школы, как быстро «скорая» доезжает, экология, свежесть продуктов. Счастье, значит, начинается с какого-то комфортного ощущения себя как гражданина этой страны, жителя этого города, этой улицы. И у французов есть осознание, что «квалите де ля ви» надо постоянно повышать.

- В таком случае «центр мира», где эти идеи реализованы, находятся вне пределов России, следовательно, такая идеология не может быть сугубо национальной…

- Ну, это сама Россия когда-то провела границу, вытащив себя из Европы. Это случилось, по некоторым данным, где-то в районе 25 октября 1917 года. Как говорил Тургенев, русская утка, конечно, отличается от европейской, но все-таки она утка, а не рыба. Очевидно, что Старый Свет - это самая старая цивилизация, которая накопила массу социального, культурного и всякого прочего опыта, к которому мы тоже так или иначе принадлежим. Как-то вот русский человек при определенном бюджете, пущенный в свободное плавание, гребет на Запад. Я совсем не вижу стремящихся записаться в кружки по изучению чучхе или маоизма. Даже в Индию у нас отправляются дауншифтеры или чтобы «забить» (имеется в виду «забить косяк» - жаргонное выражение в среде наркоманов. - Прим. ред.), стоит поехать на Гоа.

Череповчанин, переехавший в Москву

- Можно ли как-то связывать ваш телевизионный проект «Хребет России» об Урале с актуальными нынче поисками региональной идентичности?

- Его можно связывать исключительно с талантом Алексея Иванова. Такие люди «штучные», они не растут повсюду кустами. «Хребет России» - это идея Иванова, его взгляд, наши с ним сидения над сценарным планом, потом его работа над литературной частью проекта. Вообще же я с опаской отношусь к поискам региональной идеи. У меня на родине что-то там говорят про вологодскость, а я все думаю, как так может быть, если до 1937 года Череповец к Вологде не имел никакого отношения. И что с этим делать, где искать региональную исключительность? В случае с Уралом я еще понимаю подобные поиски, но дальше-то как?

- В России всегда все стремились в Москву. Как вы думаете, центростремительный тренд может измениться?

- Что означает возвратный глагол «измениться»? Этот тренд возьмет и сам изменится? Лучше спросить, к примеру, у господина Сумина, почему у нас такая региональная политика. Почему у нас такие огромные федеральные налоги, а региональные такие маленькие? Почему регионы похожи друг на друга настолько, что и сами жители Челябинска говорят, будто не отличают свой родной город от соседнего Екатеринбурга? У нас очень слабые регионы и слабая региональная жизнь. Все это связано с гиперцентрализованностью, которая была раньше. Вы возьмите какие-нибудь губернские газеты дореволюционного времени и посмотрите объявления: сколько производителей, какое разнообразие товаров было в каждом городе! Нам сейчас и не снилось такого. На местах теперь почти ничего не производится, все привозится откуда-то. Это не сложилось само, так сложили. И значит, само оно не разложится, а это надо как-то раскладывать.

- На ваш взгляд, Алексей Иванов не занимается ли именно этим? Вот он остался в Перми, и уже вы к нему едете, а не он к вам в Москву…

- Литература - это другой случай. Ею можно заниматься хоть в Ясной Поляне. А здесь вопрос устройства страны. Если она империей собирается оставаться дальше, то, конечно, все будет стягиваться в Москву, потому что жить-то все хотят лучше. Есть масса амбициозных людей, но реализовать амбиции в столице проще, чем реализовывать их в регионах.

- А у вас есть к этому личное отношения?

- Ну, какое может быть отношение у череповчанина, переехавшего в Москву?

Анастасия БОГОМОЛОВА,

Айвар ВАЛЕЕВ

VK31226318