Интерпол существует. И он ближе, чем вы думаете

Интерпол существует. И он ближе, чем вы думаете

Про Интерпол слышал практически каждый. Обычно то, что это международная полиция, что работают там чуть ли не киногерои и что стать объектом внимания такой полиции все равно, что подписать себе смертный приговор. Между тем Интерпол ближе к нам, чем многие думают.

Так, в южноуральской столице при ГУВД области с 2002 года действует филиал Национального бюро Интерпола. С августа 2008 года его работой руководит майор милиции Артем СЕРГЕЕВ. Молодой выпускник Челябинского юридического института (ЧЮИ) МВД России, побывавший с миротворческой миссией ООН в Косово и в Либерии, рассказал нашему сайту о себе и о своем ведомстве.

- Как вы пришли в милицию?

- С детства о том, чтобы быть милиционером, я не мечтал. Сыграла свою роль преемственность поколений. После окончания 11-го лицея поступил в ЧЮИ. В 1999 году окончил институт, начал работать в милиции в Центральном районном управлении, в уголовном розыске. В 2002 году, когда было создано подразделение Интерпола, пришел туда на должность оперуполномоченного. В августе 2008 года, когда прежний руководитель вышел на пенсию, меня назначили на должность начальника. Я в то время был в Либерии в служебной командировке. Почему назначили? Учли служебный опыт, навыки, знание языков. Хотя мне не хотелось менять работу: в уголовном розыске было интересно. В Интерполе работа другая, правда, не менее интересная.

- Что такое Интерпол в Челябинской области?

- Интерпол в России существует с 1993 года. Есть центральное бюро в Москве. Это головная организация, она осуществляет контакты со всеми зарубежными правоохранительными органами. Есть подразделения в субъектах Федерации, они действуют в составе ГУВД. Коллектив у нас небольшой - шесть человек, но профессиональный, мы справляемся со своей работой.

- Каковы функции челябинского филиала?

- Главная задача - осуществление информационного взаимодействия наших органов с правоохранительными органами других стран. Интерпол - информационный канал. К примеру, нашу службу привлекают, если нужно получить сведения о физическом или юридическом лице, интересующем Россию, но находящемся за рубежом. Или, наоборот, лицом, находящимся на нашей территории, интересуются правоохранительные органы другой страны. Наряду с Генеральной прокуратурой участвуем в процедуре экстрадиции, подготовкой документов, установлением личности, если человек скрывается в другой стране по поддельным документам.

- У Интерпола есть трудности?

- Они прежде всего в различии законодательства стран, в правовой базе. К примеру, в Европе для стран Евросоюза действует упрощенная процедура экстрадиции и ареста, для России это не очень удобно. У нас свое законодательство. И оно может противоречить юридическим нормам других стран.

Это обычное дело. Допустим, в прошлом году в Чехии были задержаны две девушки, гражданки России, подозреваемые в мошенничестве. Mediazavod.ru писал об этом в материале «Из Праги под конвоем») Мария Панферова и Татьяна Шихова организовали турфирму «Интер-Бизнес». Фирма обещала трудоустройство в Великобритании и Финляндии на летнее время по Work&Travel и другим студенческим программам. Учащиеся из Челябинска подписывали с компанией договоры, платили взносы от 300 до полутора тысяч евро. Только до Европы никто из них так и не доехал и свои деньги назад не получил. Фирмой заинтересовался ОБЭП. Они сделали запрос в Интерпол. По полученной информации наш филиал провел проверку. Было установлено, что фирма не имеет аккредитации в посольствах Великобритании и Финляндии для ведения деятельности в рамках студенческих программ.

Компания не перечисляла «за бугор» каких-либо денег, в том числе консульских сборов. Из запросов, сделанных в посольства, стало ясно, что они (посольства) не выдавали виз студентам по представлению турфирмы из Челябинска. В ходе расследования дела дамы скрылись. Оказалось, находятся за границей. В июле 2006 года Шихова и Панферова были объявлены в международный розыск. Сначала поступила информация, что челябинки находятся в Великобритании, затем их заметили на Кипре. В итоге по фиктивным российским документам, полученным, возможно, в Прибалтике, они осели в Праге.

Сотрудники Интерпола смогли не только установить местонахождение подозреваемых, но и отслеживали все их перемещения. В результате Шихова и Панферова были задержаны чешскими полицейскими в пражском аэропорту. При себе у девушек оказались поддельные литовские паспорта на другие фамилии. Судебные органы Праги по нашему запросу санкционировали экстрадицию обеих жительниц Челябинска из Чехии в Россию. Наше подразделение здесь отлично сработало.

- По каким еще направлениям вам приходится работать?

- Различные экономические проверки, которые ведут наши сотрудники по запросам ОБЭП. К примеру, необходимо установить наличие за рубежом реквизиты какого-то юридического лица, наличие у кого-то собственности за границей, банковских счетов. Это все очень проблематично, опять же из-за различий в законодательстве стран. К примеру, в странах с саксонской правовой системой, таких как США, Англия, все делается только по решению суда. Если необходима информация, нужно направить туда международное следственное поручение. Там его рассматривает суд, и, если он выносит удовлетворительное решение, мы можем получить более полные сведения.

Второе направление работы - автомототранспорт. В свое время для России это была большая проблема. У нас, в том числе на Южном Урале, было обнаружено много автомобилей, которые находились в международном розыске. Сейчас такого транспорта стало меньше: за полгода обнаруживаем всего пять-шесть таких автомобилей. Да и перегон машин через границу без растаможки теперь не так распространен. Раньше была жуткая неразбериха. Приходилось переоформлять документы. Снимать машину с розыска, удалять из баз данных. Чаще всего такие автомобили остаются у хозяев в России, их просто легализуют.

Следующая линия работы - наркотики. По приказу, который регулирует деятельность российского Интерпола, в случае изъятия правоохранительными органами наркотиков определенной массы мы заполняем специальные документы и составляем отчет в международную базу данных. Грубо говоря, при обнаружении 100 граммов героина в базе данных должна появиться информация по лицам, причастным к незаконным оборотам. В случае изъятия наркотиков любого объема у иностранных граждан также заполняется подобная форма.

Кстати, сейчас снова наблюдается рост спроса на героин. Синтетика бывает, но с оборотом героина это несопоставимо. Героин, как и раньше, везут в основном из Таджикистана и Афганистана.

Еще одна линия работы - незаконный оборот фальшивых денежных знаков. На Южном Урале часто обнаруживают фальшивые иностранные деньги, технические устройства для изготовления фальшивок. Опять же, мы детально описываем найденное оборудование, сами фальшивки. В базу данных Интерпола попадает вся информация о фальшивомонетчиках.

- Насколько тесно сотрудничаете с другими правоохранительными органами?

- Сотрудничество с милицией, прокуратурой, таможней, Госнаркоконтролем - это и есть наша работа.

- Какие перспективы у филиала?

- С учетом глобализации и других мировых тенденций общий оборот информации будет расти. Скорее всего, произойдет расширение подразделения. Потребуются люди, владеющие иностранными языками. Я владею английским и сербско-хорватским, поскольку был в командировке в Косово, где в составе миссии ООН выполнял задачи по обеспечению общественной безопасности, мониторингу и тренингу местной полиции в соответствии с международными правовыми стандартами.

- Какой опыт привезли?

- Для нашей милиции это уникальный опыт. В Косово работали коллеги из 52 стран, и у каждого можно было чему-то научиться. Кстати, русских милиционеров ценят и уважают в других странах.

К примеру, в том же Косово сербы русскую милицию на руках готовы носить. Идешь по улице, и все тебя в гости зовут. Традиционно хорошие отношения у русских с греками, испанцы очень веселые ребята. С арабами очень интересно, но сложно общаться. С англичанами и американцами отношения более прохладные.

- От Либерии такие же впечатления?

- Это была мониторинговая миссия. Нам нужно было следить за работой их полиции, чему-то учить. На деле приходилось делать все за них.

- Как наша милиция выглядит по сравнению с другими странами?

- Наша милиция очень ценится, потому что работники российских правоохранительных органов привыкли работать в разных условиях, их сложно чем-то напугать. Другое дело, там работать в полиции более престижно. Государство оказывает всяческую поддержку, у сотрудников полиции много социальных гарантий. У нас пока по-другому.

- Отдыхаете тоже за границей?

- На отдыхе предпочитаю заниматься спортом, особенно плавать. Можно и за границей. Тут я - обычный турист.

Артем Сергеев, начальник филиала НЦБ Интерпола. Родился в Златоусте в 1978 году. В 1999-м окончил ЧЮИ МВД России по специальности «юриспруденция». Работал оперуполномоченным отдела уголовного розыска Центрального РУВД Челябинска. С сентября 2002 года - оперуполномоченный филиала НЦБ Интерпола ГУВД области. 2004-2005 год служебная командировка в Косово. С мая 2005 года - оперуполномоченный отдела по борьбе с тяжкими экономическими преступлениями, коррупцией и легализацией преступных доходов оперативно-розыскной части ГУВД области. 2009-2008 годы - служебная командировка в Либерию. С августа 2008 года начальник отделения НЦБ Интерпола.

VK31226318