Чем мэрия может помочь ЧТЗ

Чем мэрия может помочь ЧТЗ

В очередной раз мэр Михаил Юревич на аппаратном совещании в городской администрации, состоявшемся 20 июля, обратил внимание своих подчиненных на ситуацию вокруг Челябинского тракторного завода, заявив, что в настоящее время он находится «на грани повторного банкротства». Поделился своим ощущением: завод-де потерял рыночные позиции из-за того, что выпускает «невостребованную, неконкурентоспособную продукцию», вследствие чего у компании в заложниках оказался трудовой коллектив и весь Челябинск. Мэр также поведал о намерении провести специальное совещание с участием руководителей ЧТЗ, чтобы разобраться с действительным положением дел на предприятии.

Подобные мысли градоначальник высказывает не впервые, делая упор на то, что Челябинскому тракторному необходим стратегический инвестор, который коренным образом улучшит положение. Стремление главы держать руку на экономическом пульсе мегаполиса понятно. Многие горожане помнят его заявление, сделанное в январе 2009 года во время визита на одно из челябинских производств. Тогда Михаил Юревич особо подчеркнул: главная его задача - не допустить банкротства предприятий. «У нас, - процитировало его слова одно из изданий, - есть опыт 90-х годов, когда были потеряны десятки заводов. Этого нельзя допускать, потому что восстановить производство будет практически невозможно. Каждое промышленное предприятие для нас на вес золота».

Озабоченность ситуацией в реальном секторе, которую демонстрирует Михаил Валериевич, находит понимание у коллектива тракторостроителей. При этом, однако, мы рассчитываем, что ЧТЗ для мэрии - не исключение из правил, что легендарное предприятие, как и десятки других, городская администрация тоже ценит на вес золота и готова подставить плечо, на которое можно опереться, когда падение спроса на продукцию отечественного машиностроения чувствуют все без исключения производители отрасли. Надеемся, что интерес к нашему заводу вызван исключительно конструктивными намерениями, а в основе его - желание помочь многотысячному коллективу преодолеть последствия мирового экономического кризиса.

Логично предположить, что забота эта не должна ограничиваться публичными заявлениями, которые де-факто способны бросить тень на репутацию известной в стране и мире компании. Чем же на деле может сегодня поддержать мэрия производство, которое «нельзя потерять», поскольку оно представляет собой «основу экономики города»?

Было бы полезным, считаем, если б городские чиновники переняли опыт других муниципальных образований, покупающих для своих коммунальных нужд продукцию отечественных машиностроителей, в том числе Челябинского тракторного, который должен отгрузить муниципалитетам страны более полутора сотен своих машин. Таких территорий не единицы, их десятки: Барнаул, Ставрополь, Краснодар, Самара, Астрахань, Новосибирск, Кемерово и т.д. Значится среди наших покупателей также мэрия Волгограда (знакомство с его руководством вы, Михаил Валериевич, ценили еще недавно). Уже в начале кризиса, осенью 2008 года, ЧТЗ заключил договор с администрацией Омска на поставку туда своей техники на 100 миллионов рублей.

Не странно ли это? Муниципалитеты других регионов нацелены на приобретение четэзевских машин, а Челябинск, более прочих заинтересованный в стабильной работе предприятия, не спешит с заказами, мучительно решая вопрос - потерял ЧТЗ рыночные позиции или нет. Михаил Валериевич, тракторостроители предлагают городскому хозяйству экскаваторы-погрузчики, мини-экскаваторы, способные трудиться в стесненных городских условиях, компакторы для трамбовки мусора, мини-тракторы и новые бульдозеры. Вся эта техника, проверенная и востребованная вашими коллегами, позволит существенно укрепить службы ЖКХ. А городской бюджет, приобретая ее, действительно поддержит завод, ставший символом промышленной мощи южноуральской столицы.

Достойным примером социального партнерства могло бы стать выделение городом площадки под строительство многоквартирных домов для молодых работников ЧТЗ. Тракторостроители не забыли ваше предвыборное обещание оказать содействие в решении этого вопроса. В 2007 году во время посещения нашего предприятия вам были названы несколько возможных мест для сооружения жилья, среди которых поселок Чурилово, территория у театра ЧТЗ. Мы готовы были возводить дома своими силами, договорившись о партнерстве с заводом КПДиСК, что должно было значительно снизить стоимость квадратных метров для молодого поколения заводчан. Однако вынуждены констатировать: под различными предлогами предприятию было отказано в выделении площадки. Данное вами слово, увы, разошлось с делами возглавляемой вами администрации.

Длительное время не решаются и проблемы, связанные с неудовлетворительным функционированием городского транспорта в Тракторозаводском районе, что затрудняет проезд тысяч людей к месту их работы. Ветераны ЧТЗ, в свою очередь, сетуют на транспортные неудобства, с которыми сталкиваются, пытаясь добраться до своей поликлиники. Вот факты. С марта 2006 года отменено движение автобусов № 25, следующих по маршруту «Северо-восток - ул. Гагарина». С апреля 2007 года приостановлено их движение по маршруту № 10 «Ул. Чичерина - ЧТЗ». Сделано это было без распорядительных документов администрации, по устному указанию руководителей городского управления транспорта. На запросы предприятия о причинах столь резких перемен ответа не последовало. В итоге жители проспекта Комарова и прилегающих улиц - а среди них немало работников ЧТЗ - вынуждены преодолевать расстояния пешком, отпуская нелестные замечания в адрес транспортников. Сокращено время работы автобусов на маршруте № 5. В 2006 году его обслуживали шесть машин, в 2007-м - четыре, в 2008 - две.

Важна, как говорится, тенденция. Уже став главой Челябинска, вы выступили против того, чтобы линия метрополитена была продлена до ЧТЗ, как это предусматривалось изначально. Объяснили свою позицию тем, что за проходной теперь не будут трудиться 60 тысяч человек - не советские, мол, годы. Между тем ЧТЗ продолжает оставаться градообразующим предприятием, а социальные условия работы на нем определяют и транспортные «удобства» для коллектива.

Помощью городской администрации явилось бы наведение порядка на «пятачке» напротив заводоуправления. Чего здесь только нет. Недостроенный магазин, ларьки, барахолка, автостоянки. Работникам, спешащим на смену, приходится лавировать, как слаломистам. Не однажды до сотрудников администрации доводились наши опасения: магазин, в котором могут торговать алкогольными напитками и который возводится через дорогу от предприятия, представляет собой потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, зависимых от зеленого змия. Он точно не сделает безопаснее работу на производстве. Эти замечания также были проигнорированы.

Мы высоко ценим ваше желание выяснить, какие перспективы у компании, и, со своей стороны, хотим помочь «разобраться с действительным положением дел». Но должны заметить, что, называя продукцию ЧТЗ невостребованной и неконкурентоспособной, вы погрешили против истины, чем обидели весь коллектив.

Нет смысла перечислять все последние достижения наших конструкторов, инженеров, рабочих, для этого потребуется много времени. Напомним лишь: три года подряд ЧТЗ признается федеральным правительством лучшим экспортером в страны СНГ и лучшим экспортером отрасли. Диссонансом этому признанию Москвы звучат ваши слова о том, что компания «потеряла рыночные позиции». Недавно новый бульдозер предприятия, кстати, единственный на Южном Урале законченный продукт машиностроения, получил сертификат соответствия европейским стандартам. Заводу дано право наносить на бульдозер маркировку «CE», что открывает ему дорогу во все страны Евросоюза. Мнение европейских экспертов тоже расходится с вашим заявлением о том, что техника ЧТЗ потеряла конкурентоспособность.

К конвейерному производству сегодня готовится немало новинок, и на совершенствование технологии потрачено полтора миллиарда рублей. Конечно, завод не откажется от состоятельного инвестора, способного и, главное, готового инвестировать в него. Будем признательны вам, Михаил Валериевич, если такого инвестора для ЧТЗ найдете или, по крайней мере, назовите имя предпринимателя, который станет «вкладываться» в реальный сектор, а не перекачивать заводские ресурсы в московские карманы. Наши менеджеры обещают, что в этом случае вопрос о нем будет немедленно рассмотрен на заседании совета директоров. Но просим учесть и такой нюанс: сейчас остановлены или испытывают по-настоящему серьезные трудности в основном те производства, которые, казалось еще недавно, обрели иногородних «стратегических инвесторов».

Мы с благодарностью воспримем конкретные шаги мэрии. Лишь бы благие намерения не утекли в песок, не закончились расшатыванием лодки, в которой находимся все мы - и те, кто каждый день идет к заводской проходной, и те, чье рабочее место в казенном доме на площади Революции.

Наши машины были и будут востребованы. Предприятие не однажды переживало сложные времена, но не сдавалось, набиралось сил и опыта. Так будет и теперь. Надеемся, что по пути развития мы пойдем вместе с мэрией, которая действительно ценит проверенный промышленный бренд на вес золота и не пугает жителей города неизбежным крахом ЧТЗ.

В.К. Мотрич, токарь моторного завода, призер конкурса токарей Уральского региона, Г.И. Косарев, наладчик завода специальной техники, наставник молодежи, Г.Н. Касаткин, директор завода инженерных машин, В.С. Етеревский, начальник планово-диспетчерского бюро ремонтно-механического цеха, член комиссии по трудовым спорам, М.И. Иванов, слесарь-сборщик, Н.М. Дударов, мастер участка завода спецтехники, Н.Г. Филиппова, заместитель председателя профкома ЧТЗ, Л.Ф. Троицкая, главный специалист управления по работе с персоналом, и др. - всего 197 подписей

VK31226318